Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 6-7 номер 1946 год. Звукозапись
Звукозапись

В. Г. Корольков 

Идея постройки говорящих машин издавна занимала умы изобретателей. Но первоначально конструкторская мысль шла не по пути создания аппарата для записи человеческого голоса, многочисленные изобретатели стремились построить машину, которая сама могла бы говорить. По идее, нажимая клавиши подобной машины в различных комбинациях, можно было заставить ее произносить слова.

Рис. 1. Общий вид машины
Кемпенелла и ее "Рот"

Первая сравнительно удачная попытка в этой области насчитывает почти двухстолетюю давность. В 1778 году немец Кемпелен построил машину, управляющуюся тринадцатью клавишами. При помощи этих клавишей можно было извлекать из нее подобие слов. В конструктивном отношении машина была подражанием устройству человеческих органов речи. На рис. 1 показан общий вид машины Кемпелена и ее «рот».

Но, разумеется, такие машины не могли быть хороши. В лучшем случае они «умели» довольно невнятно произносить несколько слов, поэтому ohи не получили развития и были забыты.

Отцом звукозаписи, как таковой, является знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон. Датой рождения звукозаписи надо считать 1877 год. Первым из известных истории документов по звукозаписи является эскиз фонографа, набосанный Эдисоном для мастера, которому было поручено изготовление аппарата. Эскиз этот датирован 12 августа 1877 года, его фотографии приведена на рис. 2. Патент на фонограф был взят Эдисоном 19 февраля 1878 года.

Рис. 2. Эскиз фонографа,
набросанный Эдисоном

В этом первом фонографе запись производилась иглой, прикрепленной к слюдяной мембране. Материалом для звукозаписи служил станиоль, наложенный на барабан, приводимый во вращение от руки. Так как звуковую борозду на станиоле можно было, очевидно, только выдавливать, то этот первый образец фонографа Эдисона по идее метода нанесения звуковой борозды может считаться прототипом распространенного среди наших радиолюбителей способа звукозаписи выдавливанием звуковой борозды на целлулоидной ленте, который был предложен В. Д. Охотниковым. Сам Эдисон вскоре отказался от метода выдавливания звуковой борозды и перешел на вырезывание ее на восковом валике при помощи резца.

Эдисон предвидел великое будущее аппаратов звукозаписи. Он указывал, что при помощи таких аппаратов можно:

1. Производить запись под диктовку без помощи стенографистки.
2. Выпускать книги для слепых, своего рода «говорящие книги».
3. Изучать правильное произношение слов иностранных языков без преподавателя.
4. Воспроизводить музыкальные произведения.
5. Сохранять «семейные реликвии» — записи первых слов детей, торжественных семейных событий и пр.
6. Конструировать часы, которые будут не отбивать время путем ударов колокола или гонга. а будут произносить его и пр.

Все эти эдисоновские предвидения теперь осуществлены. Давно имеются прекрасные диктофоны, пластинки с записями в помощь изучающим иностранные языки, любительская звукозапись, осуществляющая сохранение «семейных звукореликвий» и т. д. Действительность далеко перегнала смелые по тому времени предсказания Эдисона.

Фонограф Эдиорна работал очень тихо. С нашей современной точки зрения воспроизведение фонографа было совсем плохим. Но в годы его появления он произвел фурор. История хранит свидетельства современников о том буквально ошеломляющем впечатлении, которое оставлял фонограф у слушателей при его демонстрациях, когда он начинал «говорить и петь настоящим человеческим голосом».

Фонограф не успел получить широкого распространения в быту, так как он был вытеснен значительно более удобным и совершенным граммофоном, изобретенным американцем Берлинером в 1888 году.

Граммофон и фонограф были в течение Примерно тридцати лет единственными аппаратами для записи и воспроизведения звука и совершенствование их шло медленно. Лишь после изобретения радиоусилителей начали возникать и быстро развиваться новые разнообразные виды звукозаписи, а совершенствование старых способов пошло ускоренными темпами.

Перейдем теперь к рассмотрению отдельных видов звукозаписи в их современных формах.

ОПТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ЗВУКА (ТОНФИЛЬМ)

Рис. 3. Скелетная схема аппарата
для записи по методу переменной
плотности
 
Рис. 4. Звуковая дорожка,
записанная по методу
переменной плотности
 
Рис. 5. Скелетная схема для
воспризведения оптической записи
 
Рис. 6. Скелетная схема установки
для записи методом переменной
ширины

Принцип оптической звукозаписи состоит в превращении токов звуковой частоты в колебания светового потока по величине или по направлению и фиксации последнего на светочувствительной пленке. Сообразно этим двум вариантам модуляции светового потока различают оптическую звукозапись переменной плотности (интенсивный метод) и оптическую звукозапись переменной ширины (трансверсальный метод).

Скелетная схема записывающего аппарата системы переменной плотности показана на рис. 3.

Усиленные электрические колебания звуковой частоты с выхода усилителя подаются на лампу тлеющего разряда, которая в силу своей малой световой инерции дает световой поток, соответствующий в каждый момент времени величине напряжения. Фокусируясь линзой на светочувствительную пленку, этот световой поток засвечивает на ней дорожку некоторой постоянной ширины. Ясно, что степень засветки или, как говорят фотографы, «экспозиции» будет в различных местах дорожки разная. Место, соответствующее моменту большого напряжения на лампе, получится после проявления тёмным, соответствующее малому напряжению — светлым. Если во всех звеньях отсутствовали заметные искажения, то изменение прозрачности звуковой дорожки на пленке будет почти точно соответствовать изменению звукового давления на мембрану (рис. 4). После фотографической обработки пленки, т. е, после проявления, промывания, фиксирования, вторичного промывания и сушки, мы получаем негатив, который обычно не используется для воспроизведения, а с него фотографическим путем переснимают в необходимом количестве копий (позитивы).

Для воспроизведения тонфильм протягивается с такой же скоростью и в том же направлении, что и при записи, мимо источника света, просвечивающего звуковую дорожку (рис. 5). Световой поток, прошедший через пленку, падает на фотоэлемент, поэтому чередование более темных и белее светлых мест на звуковой дорожке тонфильма вызовет соответственные пульсации тока фотоэлемента, которые усиливаются обычным усилителем низкой частоты.

На рис. 6 показана принципиальная схема аппарата, записывающего по методу переменной ширины. Источник света дает узкий пучок света в форме короткой чёрточки. Этот световой штрих попадает на зеркальце струнного осциллографа, оттуда отражается на край пленки. При прохождении по нитям осциллографа усиленных токов звуковой частоты зеркальце, прикрепленное к ним, начнет поворачиваться вокруг оси на угол, пропорциональный силе проходящего тока. Изображение светового штриха на пленке начнет смещаться и звуковая дорожка примет зубчатую форму, ширина засвеченной дорожки будет меняться. Для воспроизведения используется та же схема (рис. 5). Просвечивающий луч света в обоих случаях имеет форму светового штриха длиною в 2 mm и шириною порядка 20 микронов. Из указанных двух способов оптической записи у нас в настоящее время как в кино, так и в радиовещании применяется только способ переменной ширины.

По своим электроакустическим качествам оптическая звукозапись вполне удовлетворяет современным требованиям, но для этого требуются отличная пленка, и химикалии а также весьма твердое соблюдение технологического процесса. Хранится пленка хорошо и допускает как массовое

размножение (печатание копий), так и звуковой монтаж. Поэтому до последнего времени у нас в радиовещании оптическая звукозапись являлась доминирующей и лишь в последнее время она начинает уступать место магнитной. К недостаткам оптической записи следует отнести сложность и длительность химической обработки пленки, не позволяющие непосредственно контролировать ее качество сразу после записи. Цена тонфильма очень высока. Это, правда, объясняется тем, что существующие у нас тонфильмы делаются на стандартной 35-mm кинопленке, в которой используется только узкий край. Были попытки вести запись yа узкую 17,5-mm пленку, применяемую в кинопередвижках, и на специальную 6-mm, но для этого нужна специальная аппаратура. Надо думать, что в радиовещании оптическая запись через несколько, лет будет окончательно вытеснена более удобными видами записи. Другое дело кинематография. Здесь оптическая запись органически свя-_ зана с процессом фиксации на пленку изображе-ний. По существу и то и другое являются фотографированием с одними и теми же процессами дальнейшей обработки. При оптической записи очень просто осуществляется синхронность звука и изображения.

ЗАПИСЬ НА ВОСК И ПРОИЗВОДСТВО ГРАММОФОННЫХ ПЛАСТИНОК

При производстве граммофонных пластинок начальная запись делается на диск из так называемой «восковой композиции», представляющей собой довольно сложную смесь минерального воска с химическими мылами. По своим физическим свойствам эта смесь мягка, довольно легко плавится, хорошо шлифуется. Диск восковой композиции перед записью тщательно шлифуется,; после чего на записывающем станке, на нем вырезается модулированная бороздка. В силу мягкости такой диск допускает обычно лишь одно контрольное проигрывание и то специально уравновешенным адаптером с особой иглой. Поэтому для любительской звукозаписи такой материал непригоден, и он находит сейчас применение лишь, в производстве граммофонных пластинок.

Процесс этого производства протекает дальше таким образом. Восковой диск с записью помещают в так называемую камеру катодного опыления, где на его поверхность наносится электрическим путем тончайший слой золота или серебра. Этот слой в точности воспроизводит рельеф всех звуковых бороздок на воске, делая в то же время рабочую поверхность электропроводной, что очень важно для последующего гальванного процесса. На опыленный воск в гальванических ваннах наращивают толстый медный слой, который впоследствии отделяется от воска, и таким образом получается негативный оттиск звукового рельефа воскового диска. Если теперь полученный медный негатив или, как его называют, первый оригинал использовать как штамп для прессования в горячем виде различных пластмасс, то пластинки будут соответствовать рельефу воска и смогут служить для дальнейшего воспроизведения. В этом и заключается принцип производства граммпластинок. Правда, практически первый оригинал берегут, так как в случае его порчи записи утрачивается. Поэтому с первого оригинала гальваническим путем снимают второй (позитивную копию) и со второго — несколько третьих, являющихся точной копией первого. Для повышения механической прочности третьи оригиналы никелируют и хромируют, после чего заряжают в прессформы и отправляют в прессовый цех для печатания пластинок. В качестве материала для пластинок используется смесь шеллака с наполнителями (мел, шифер, сажа) и волокнистыми веществами.

Так делаются шеллачные пластинки, которые поступают в продажу. В последнее время у нас начали изготовление высококачественных пластинок для радиовещания из винилита (исходный продукт — винилитовые смолы). Преимуществом этого материала является большая однородность и в силу этого меньший шум по сравнению с шеллачными пластинками. Однако меньшая прочность и высокая стоимость винилита не позволяют сейчас производить эти пластинки для широкого потребления.


Рис. 7. Станок для записи на диски

Большим преимуществом граммпластинок является простота их размножения в больших масштабах и простота эксплуатации. Благодаря этому они и являются до сих пор единственными представителями промышленной звукозаписи на широком рынке. Очень важно и то обстоятельство, что хранение оригиналов может производоиться очень долго, в этом смысле граммзапись является практически вечной, сохраняя навсегда для поколений записанную вещь. Эти две основные роли, повидимому, надолго останутся за граммпластинкой, так как в них она не имеет пока конкурентов.

ЗАПИСЬ НА ТОНФОЛЕВЫЕ (ЛАКОВЫЕ) ДИСКИ

Исходным материалом для записи является нитролак, нанесенный на ровную подложку. В качестве последней применяют тонкий алюминиевыйили стеклянный диск или в некоторых случаях гибкий диск из пластмассы. Нитролак, застывая, образует на поверхности подложки пленку толщиной 100 — 150 микронов, обладающую свойствами, необходимыми для записи звука, как то: она хорошо режется резцом, очень однородна (и поэтому мало шумит), допускает 15 — 20 проигрываний без снижения качества и до 50 проигрываний с допустимым ухудшением воспроизведения. Колоссальным преимуществом лаковых дисков является большая оперативность записи на них. Если в производстве граммпластинок момент записи отделен от момента прослушивания готовой плавники целым рядом производственных процессов, занимающих минимум три дня, то при записи на лаковых дисках прослушивание возможно сразу же после окончания записи. Поэтому они широко применяются для всякого рода контрольных записей, позволяющих исполнителю сразу прослушать себя и корректировать исполнение.

Рис. 8. Запись по способу
Филипс-Миллера

Хорошие электроакустические свойства этого вида записи позволяют рекомендовать его для высококачественного радиовещания. Оперативность делает его удобным для репортажа. Простота самой технологии записи привлекательна для радиолюбителей, что и делает этот вид звукозаписи одним из практически вероятных вариантов развития радиолюбительской записи у нас. Недостатком тонфолевой записи является ограниченность времени записи размерами диска, невозможность музыкального монтажа записи, недолговечность ее (в силу износа). Правда, уменьшение угловой скорости до 33 оборотов и увеличение размера диска позволят здесь, как и в граммпластинках, довести время звучания одной стороны до 20 минут. Однако при этом качество звучания остается приемлемым лишь для речевых записей.

Кроме лаковых дисков, для записи могут применяться диски из гибкой пластмассы, носящие название децилитовых. Они более износоустойчивы, чем лаковые, но больше шумят. Децилитовые пластинки применяются любителями. Кроме того, любители иногда используют целлулоид, вырезая диски из старой рентгенопленки. Качество этих дисков уступает даже децилитовым. Во всех вариантах записи на диски (тонфоль, децилит, целлулоид) используется поперечный способ записи резанием. Резцы применяются стальные или сапфировые. Последние более долговечны и дают более высокое качество вырезаемой бороздки. Глубинная запись хотя и дает большую длительность звучания, но она не привилась в силу специфических недостатков: хуже отделяется стружка, больше нелинейные искажения; кроме того для глубинной записи нельзя применять существующие воспроизводящие мембраны, адаптеры. В отношении выбора способа модуляции звуковой бороздки (резаиие или выдавливание) во всех описанных видах записи на диск следует предпочесть резание. При выдавливании очень суживается частотный диапазон записи, так так мелкие бороздки, соответствующие высоким частотам, при этом не получаются.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ НА ЛЕНТУ

Радиолюбителям, читавшим журнал «Радиофронт» до войны, памятны конструкции звукозаписывающих аппаратов т. Охотникова и видоизменение их, сделанное т. Костиком. И тот и другой использовали для записи кинопленку, на которой выдавливалась звуковая бороздка. Благодаря возможности располагать бороздки на пленке рядом можно на 40 m пленки сделать 2-часовую запись. Промышленное оформление этот аппарат получил в «шоринофоне», применявшемся еще недавно для оперативной студийной записи в ВРК, а также в ТАСС и других организациях.

Аппараты подобного типа не претендуют на высокое качество звучания, они главным образом пригодны для речевых записей, но представляют большой интерес для любителей ввиду сравнительной несложности, длительности получаемой записи.

Особо следует упомянуть запись па ленту по методу Филипс-Миллера. Лента, применяемая здесь, — специальная, 6-mm ширины. Состоит она из обычной основы (например, целлулоида), которая сверху поливается желатином и поверх желатина наносится тонкий (4 микрона) черный слой (рис. 8). Резец и расположение его относительно пленки показаны на этом же рисунке.

При модуляции резец входит в желатиновый слой более пли менее глубоко, в зависимости от тока в обмотке рекордера, т. е. рекордер работает так, как при глубинной записи на диски. При своем движении резец вырезает дорожку на черном слое, ширина которой пропорциональна глубине погружения резца, т. е. в конечном итоге пропорциональна модулирующему току. На пленке вырезается фонограмма, похожая на ту, которая получается при оптической записи. Воспроизведение записи производится, как и оптической, путем просвечивания на фотоэлемент.

Преимущество данного способа записи состоит в отсутствии химических процессов, столь неприятных в оптической записи. Запись может быть сразу прослушана, что является несомненным достоинством ее. Далее, если при оптической записи трудно получить резко очерченную фонограмму на высоких частотах (фонограмма как бы заплывает во время проявления), здесь нет проявления и, нет этой опасности завяла высоких частот. Прорезанная дорожка очень прозрачна, что обеспечивает малый шум. В оптической же записи возможно загрязнение звуковой дорожки как за счет примесей химикалий, так и за счет дефектов светочувствительного слоя пленки. Работа с пленкой Филипс-Миллера ведется на свету, что также являеггея несомненным преимуществом. Магнитные способы звукозаписи будут рассмотрены в следующих статьях.

Предохранитель в цепи конденсатора

Замыкание конденсатора, включенного в цепи питания, нередко приводит к порче силовых трансформаторов или кенотронов. Можно избежать таких аварий, включив в цепь конденсатора предохранитель. Делается это так. От вывода конденсатора отпаивают подводящиеся к нему проводники и вновь присоединяют через кусочек медного провода диаметром 0,05 — 0,06 mm, длиной около 20 — 30 mm. Этот кусочек тонкого провода и будет служить предохранителем. Если в конденсаторе произойдет короткое замыкание, то предохранитель моментально перегорит. Это удобно в двух отношениях: во-первых, остальные детали приемника будут предохранены от повреждений и, во-вторых, по перегоревшему проводнику можно легко обнаружить пробитый конденсатор.
Л. Я.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 6-7 номер 1946 год





VernonsNery пишет...

Устройство торцовых стен сооружений павильонного типа http://stalnye-konstrukcii.ru/>домен

04/02/2016 06:40:01

DonaldRof пишет...

http://eddolmer.suwenir.ru
Устройство для завертывания
Золотистые блинчики с творогом, аппетитные румяные голубцы, аккуратные сочные долмы, все любят эти домашние блюда. Однако их приготовление занимает немало времени, а внешний вид блюда не всегда удовлетворяет хозяйку. Но теперь, появилось устройство, которое поможет вам и вашей семье быть довольными любимыми блюдами и радовать ими себя намного чаще!
Быстро, легко и вкусно вместе с Долмер!
Долмер - уникальное устройство для завертывания долмы и голубцов, благодаря которому процесс приготовления трудоемких блюд превращается в удовольствие.
Он не требует наличия каких-либо специальных навыков, с ним справится любая хозяйка.
Долмер станет настоящим помощником на кухне, к тому же он имеет привлекательный дизайн и небольшие размеры.

14/09/2018 23:54:34



Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 6-7 номер 1946 год. Звукозапись :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>