Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 5 номер 1971 год.

МОДУЛЯТОР АМПЛИТУДНОЙ ОГИБАЮЩЕЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Инж. А. ВОЛОДИН, инж. Б. КАЦ

Звучание наиболее известных промышленных электромузыкальных инструментов пока больше характеризуется оригинальностью, чем музыкальностью в подлинном значении этого слова. Такое положение позволяет использовать электромузыкальные инструменты только в жанре легкой музыки, в то время как большинство обычных музыкальных инструментов пригодны для исполнения музыки любого характера.

Одним из важнейших параметров музыкального звука является форма амплитудной огибающей. Введение в схемы электромузыкальных инструментов модуляторов амплитудной огибающей, хотя и приводит к их усложнению, но является, безусловно, ценным для повышения качества звучания инструментов.

Характер изменения звукового давления на протяжении одного музыкального звука показан на рис. 1, а. Здесь четко различаются три участка, или фазы: начальная 7, с возрастающей амплитудой, средняя 2, с неизменной амплитудой и концевая 5, со спадающей амплитудой. Как правило, время возникновения звука меньше времени затухания. У инструментов со щипковым или ударным возбуждением средняя фаза отсутствует и после нарастания амплитуды 1 сразу следует затухание 3 (рис. 1, б). Начальная и концевая фазы, и с физической стороны, и по восприятию, создают то качество музыкального звука, которое отличает его от звука посылки телеграфного тонального сигнала. Поэтому при проектировании электромузыкального инструмента вопрос о модуляторе, создающем нужную форму огибающей, приобретает первостепенное значение.

По принципу действия модуляторы можно разделить на линейные и нелинейные. Лпнейные меняют амплитуду сигналов без искажения их формы. Таким образом, они пригодны для амплитудного формирования звука любого тембра. Этот режим модуляции легко получить в каскаде, выполненном на пентоде с двухсеточным управлением. При этом, однако, необходимо использовать двухтактную схему с тем, чтобы на выходе манипулятора отсутствовала составляющая модулирующего напряжения. Двухтактный режим позволяет, кроме того, увеличить выходную мощность каскада, не опасаясь появления нелинейных искажений. Принципиальная схема линейного модулятора приведена на рис. 2.

К сожалению, создать эквивалент такой схемы на обычных транзисторах пока не удалось, поскольку их характеристики не позволяют осуществить режим аналогичный ламповому. Поэтому единственный путь к получению «полупроводниковой» модуляции в электромузыкальных инструментах состоит пока в применении нелинейного модулятора.

Нелинейный модулятор действует по принципу ограничения сигнала. Без искажения нелинейный модулятор может пропустить только сигналы прямоугольной формы. Искажение же формы сигналов вызывает изменение тембра (и в ряде случаев кажущееся изменение высоты звука). Таким образом, при применении нелинейного модулятора приходится ограничиться на его входе сигналами прямоугольной формы. Ограничение это не столь существенно, как может показаться на первый взгляд, так как сигналы прямоугольной формы дают очень хорошую основу для формирования тембров почти всех инструментов симфонического оркестра, в особенности струнной группы (см. «Радио», 1964, ╧ 12).

Простейший модулятор такого типа может быть выполнен на одном диоде, который, в зависимости от величины запирающего напряжения (Uмод), ограничивает сигнал на разных уровнях. Схема диодного модулятора изображена на рис. 3. Недостаток такого модулятора — необходимость большой мощности источника сигнала, достаточной для непосредственной работы на нагрузку.

Этого недостатка нет у модулятора, выполненного на транзисторе, работающем в ключевом режиме (рис. 4, а). В ключевом режиме транзистор поочередно то полностью открывается (режим насыщения), то полностью закрывается. При насыщении напряжение коллектор-эмиттер имеет порядок 0.1 в. Когда же транзистор закрыт, то напряжение на его коллекторе близко к напряжению источника питания. Таким образом, напряжение по фронту сигнала на выходе почти достигает величины напряжения питания каскада и от параметров транзистора почти не зависит. Описанный модулятор имеет низкое входное сопротивление для модулирующего напряжения. Этот недостаток устранен в модуляторе, схема которого показана на рис. 4, б, где модулирующее напряжение подается на модулирующей каскад через эмпттерный повторитель. Еще более совершенна схема модулятора, показанная на рис. 4, в. Здесь выходной сигнал снимается с нагрузки в виде импульса тока, а не напряжения, что улучшает условия согласования модулятора с последующими каскадами электромузыкального инструмента.

Такой модулятор обладает линейной модуляционной характеристикой в очень широком диапазоне. Однако при уменьшении модулирующего напряжения Uмод до нуля получить на выходе нулевой сигнал не удается. Это объясняется наличием в схеме паразитных емкостей, причем, в первую очередь, паразитных емкостей самого транзистора Т2.

Теперь покажем, каким образом создается модулирующее напряжение Uмод. Изменение модулирующего напряжения по экспоненциальному закону достигается обычно при заряде и разряде конденсатора через резистор. Причем легко сделать, чтобы постоянные заряда и разряда были различны. Рисунок 5 иллюстрирует несколько возможных вариантов схем формирования управляющего напряжения. Для каждого варианта указаны значения постоянных времени при заряде (rзар) и при разряде (rразр) конденсатора. Причем на рис. 5, а, 5, б, 5, в предполагается контактная манипуляция, то есть замыкание и размыкание некоторого контакта соответственно в начале л конце звука, а на рис. 5, г — бесконтактная манипуляция, то есть использование перепада напряжения образующегося в каком-либо месте тракта электромузыкального инструмента в начале и конце звука. Транзистор служит для изменения масштаба этого перепада и его уровня по постоянному току.

Значительно расширяет тембровые возможности многоканальный модулятор, состоящий из нескольких описанных выше модуляторов, на входы которых подаются сигналы различного вида (например, с октавным соотношением по частоте повторения импульсов), суммирующиеся на общем выходе.

Для создания общего выхода можно суммировать напряжения с отдельных выходов либо с помощью микшера, выполненного на резисторах рис. 6, а. (это больше подходит для модуляторов, собранных по схеме, показанной на рис. 5, б), либо с помощью трансформатора (рис. 6, б) (для схемы, приведенной на рис. 5, в). В последнем случае можно, очевидно, менять не только амплитуду, но и полярность отдельных составляющих звукового сигнала.

Схема двухканального модулятора, в которой используются предложенные выше решения, приведена на рис. 7. Цепочка резисторов R1, R2, R3 служит для изменения полярности и амплитуды сигналов одного из каналов (на транзисторах Т1, Т3).

Возможные формы сигналов на выходе двухканального модулятора, собранного по этой схеме, изображены на рис. 8. Форма сигнала, показанная на рис. 8, а, соответствует кларнетному тембру звучания, на рис. 8, б — струнному, 8, в—с октавным, 8, г — с двуоктавным призвуком. Описанный двухканальныий модулятор предназначен главным образом для инструментов мелодического типа, звучание которых характеризуется особенно яркими тембрами.

В многоголосных инструментах с затухающими звуками целесообразно использовать двухканальные модуляторы с общим сигналом на входе, но с различной постоянной времени затухания звука по каналам. Если в этом случае выходы каналов модулятора соединить с общим выходом через фильтры с различными частотными характеристиками, то в процессе затухания звука будет происходить перераспределение относительной энергии различных частот, что приведет к значительному повышению выразительности звучания инструмента.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 5 номер 1971 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 5 номер 1971 год. :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>