Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 7 номер 1971 год.

ТРИНЕСКОПЫ

Инж. М. ПЕН

В статье описывается простое, на первый взгляд, устройство с тремя кинескопами для воспроизведения цветного изображения. Принцип работы такого устройства не нов. Промышленностью в свое время уже были предприняты попытки разработать телевизоры с тремя кинескопами. Однако эти аппараты обладали существенными недостатками, которые препятствовали их широкому применению.


Публикуемую здесь конструкцию можно рекомендовать радиолюбителям лишь как экспериментальную, повторение которой поможет приобрести опыт для создания более совершенных аппаратов цветного телевидения. При этом следует учитывать недостатки, свойственные данной конструкции, и знать о трудностях их устранения.
В описываемом устройстве рекомендуется использовать кинескопы с малой площадью экрана и с относительно плоской его поверхностью, то есть с углом отклонения луча менее 70°. Если применить кинескопы с большой площадью экрана, телевизор с тремя кинескопами будет очень громоздким, а из-за значительной кривизны экрана у кинескопов с углом отклонения луча 70° или более оптическое совмещение одноцветных деталей на краях цветного изображения окажется неудовлетворительным.
Для хорошего совмещения изображений по всей площади экрана следует подобрать три отклоняющие системы с одинаковыми по характеру и по величине геометрическими искажениями типа «бочка» или «подушка». Узлы развертки, питающие три отклоняющие системы, должны отдавать большую выходную мощность, особенно при использовании кинескопов с углом отклонении луча 70°. Из-за того, что различные экземпляры кинескопов обладают различной чувствительностью по отклонению луча, необходима система регулирования мощностей, поступающих в отклоняющие системы. Для лучшего совмещении изображений эта система должна содержать элементы раздельной коррекции формы каждого из отклоняющих токов.


Увеличить

Одним из устройств, с помощью которых можно получить цветное изображение, является устройство с тремя кинескопами — сокращенно тринескоп. На рис. 1 (все рисунки к этой статье даны на 1-й странице вкладки) представлена классическая схема тринескопа, где каждый кинескоп воспроизводит изображение, соответствующее одному из основных цветов — зеленому, красному и синему (G, R и В), а в оптической системе, состоящей из двух зеркал, они складываются. Полученное суммарное изображение будет многоцветным. Как видно из рисунка, зритель видит зеленое изображение через оба зеркала в прямом направлении, а красное и синее — после отражения от соответствующих: зеркал, расположенных под углом 45°.

Для правильной работы тринескопа все параметры монохромных (одноцветных) изображений должны быть идентичны, а сами они правильно совмещены. Кинескопы размещают так, чтобы они находились на одинаковых расстояниях от зрителя, и их оптические оси совпадали. Чтобы получить изображения, идентичные по всем параметрам, в тринескопе устанавливают однотипные кинескопы с одинаковыми отклоняющими системами. Строчные и кадровые катушки этих систем соединяют между собой (параллельно или последовательно) и подают на них импульсы от одного общего комплекта развертывающих устройств. Как и в цветном телевизоре с трех пушечным масочным кинескопом, в тринескопе на катоды кинескопов подают яркостный сигнал Y, а на модулирующие электроды — цветоразностные сигналы В — Y, R — Y и G — Y с выходов блока цветности.

Существует множество вариантов тринескопов. Наиболее характерны три из них.

В тринескопе собранном по первому варианту, применены кинескопы с экраном белого свечения. Окрашивание изображений в основные цвета и их сложение происходит в оптической системе, состоящей из двух цветоизбирательных (дихроичных) зеркал, которые представляют собой стеклянные пластины, покрытые с одной стороны специальной пленкой; отражающей лучи какого-либо одного цвета и пропускающей лучи других цветов. Так, например, в тринескопе, схема которого изображена на рис. 1, зеркала подобраны так, что первое из них пропускает зеленый цвет и отражает красный, а второе пропускает зеленый и красный цвет и отражает сипий.

Дихроичные зеркала имеют большие коэффициенты прозрачности и отражения света, доходящие до 80—90% . Они вносят лишь незначительные потери в поток снеговой энергии, идущий от кинескопов. В тринескопах с подобными зеркалами получается наиболее качественное цветное изображение с большой яркостью и контрастностью. Такие тринескопы использовались на первых порах в студиях цветного телевидения и качестве видеоконтрольных устройств. К сожалению, технология изготовления дихроичных зеркал очень сложна, а стоимость высока.

Во втором варианте тринескопа используются кинескопы с зеленым, красным и синим свечением экрана, а изображения складываются в оптической системе, состоящей из двух полупрозрачных зеркал, расположенных аналогично дихроичным (см. рис. 1). Полупрозрачные зеркала представляют собой стеклянные пластины, на одну сторону которых методом катодного распыления в вакууме нанесен тонкий слой алюминия. Они имеют меньший коэффициент прозрачности, чем дихроичные, поэтому потери световой энергии в тринескопе с такими зеркалами больше.

В третьем варианте тринескопа используются обычные черно-белые кинескопы, экраны которых закрыты зеленым, красным и синим светофильтрами. Полученные таким путем три монохромных изображения складываются также в оптической системе, состоящей из двух полупрозрачных зеркал. В этом тринескопе к потерям световой энергии в оптической системе прибавляются еще потери в цветных светофильтрах.

Большинство радиолюбителей не имеет возможности повторить первый и второй варианты тринескопов, из-за отсутствия дихроичных зеркал и кинескопов с цветным свечением экрана. Третий вариант более доступен для повторения, потому что в нем применены широко распространенные кинескопы для черно-белых телевизоров, а цветные светофильтры можно сделать на доступных материалов — обыкновенного или органического цветного стекла, цветных пленок для театральных прожекторов и даже рентгеновских фотопленок, окрашенных анилиновыми красками.

Пожалуй наиболее трудно разрешимой проблемой при сборке такого тринескопа является приобретение полупрозрачных зеркал. Однако вместо них можно применить пластины из бесцветного обычного или органического стекла.

Такая замена оказывается возможной потому, что стекло обладает способностью не только пропускать, но и частично отражать падающий на пего световой поток. В этом легко убедиться, если поставить стеклянную пластину вертикально между двумя горизонтальными поверхностями, окрашенными в различные цвета А и В (рис. 2) и смотреть сквозь все так, чтобы в глаз попадали прошедшие через пластину лучи цвета А и отраженные поверхностью пластины лучи цвета Б. Тогда будет виден новый цвет, возникающий в результате сложения А и Б. Оттенок нового цвета можно менять, увеличивая или уменьшая долю цвета Б. Для этого нужно перемещать глаз, изменяя угол наблюдения φ. Чем меньше этот угол, тем больше будет доля Б в новом цвете. Описанное явление и положено в основу оптической системы любительского тринескопа.

На рис. 3 представлены схематический вид любительского тринескопа и ход световых лучей в нем. Как видно из рисунка, три черно-белых кинескопа, экраны которых закрыты зеленым, красным и синим светофильтрами, установлены вертикально на одном уровне и на одинаковом расстоянии друг от друга.

Стеклянная пластина 1, помещенная между кинескопами G и R в вертикальпом положении на одинаковом расстоянии от их осей симметрии, складывает зеленое и красное изображения. Пластина 2, расположенная также вертикально по осевой линии кинескопа R и на одинаковом расстоянии от осей кинескопов G и В, складывает двухцветное, полученное в результате сложения зеленого и красного, и синее изображения. Полученное многоцветное изображение можно рассматривать в зеркале или непосредственно. Непосредственное наблюдение удобнее вести, когда кинескопы расположены так, как показано на рис. 4.

Расчет конструкции любительского тринескопа удобно произвести графическим способом. На миллиметровой или чертежной бумаге вычерчивают в натуральную величину три кинескопа, которые предполагается применить в тринескопе. Их располагают на одинаковом расстоянии друг от друга с учетом промежутков, предназначенных для размещения деталей крепления. Из точки а на левом краю экрана «зеленого» (G) кинескопа (рис. 3) восстанавливают перпендикуляр и затем проводят две линии: первую под углом φ к перпендикуляру до пересечения с осью «красного» (R) кинескопа в точке б, вторую — из точки в на правом краю «зеленого» (G) кинескопа параллельно линии аб. На второй линии находят точку г и посередине расстояния между осями «зеленого» и «красного» (G и R) кинескопов чертят третью линию до пересечения с первыми двумя в точках о и е. Остальные линии проводят, руководствуясь рис. 3. Отрезки бг и де определяют местоположение стеклянных пластин, заменяющих зеркала в проектируемом тринескопе, а длины этих отрезков — наименьшую высоту пластин. Практически высоту пластин увеличивают, выбирая ее в зависимости от желаемого угла обзора по вертикали. Ширина пластин зависит от размеров используемых кинескопов и желаемого угла обзора по горизонтали. Чем болыпе угол обзора во горизонтали и вертикали, тем больше зрителей смогут увидеть цветное изображение в тринескопе.

В любительском тринескопе желательно применять кинескопы типа 11ЛК1Б, 16ЛК1Б, 23ЛК9Б, 35ЛК6Б, которые обладают повышенной яркостью, имеют электростатическую фокусировку и не требуют магнита ионной ловушки. Получить идентичные изображения со старыми кинескопами, имеющими ионные ловушки и электромагнитную фокусировку, гораздо труднее.

Пластины оптической системы могут быть из обыкновенного или органического стекла. Последнее легче обрабатывать и крепить, поэтому оно предпочтительней, но нужно иметь в виду, что для оптической системы пригодны только пластины, сделанные из высококачественного органического стекла. Применять так называемое поделочное органическое стекло с дефектами проката нельзя. Обыкновенное стекло следует брать зеркальное или от фотопластинок. Для уменьшения внутренних отражений выбирают пластины минимальной толщины, при которой еще сохраняются их прочность и виброустойчивость.

Перед установкой пластин в оптическую систему нужно проверить, не сдваивается ли отраженное изображение. Для этого заготовку пластины устанавливают на будущее рабочее место в оптической системе и просматривают отраженное ею телевизионное изображение. Поворачивая заготовку по часовой стрелке и меняя поверхность отражения, выбирают такое положение, при котором изображение не будет искажаться. Отметив это положение, обрезают заготовку до нужных размеров, просверливают отверстия и окончательно устанавливают готовую пластину на рабочее место. Такую проверку нужно произвести для каждой пластины.

Подбирать цветные светофильтры нужно очень тщательно, так как от однородности, прозрачности и оттенка цвета отдельных светофильтров в большой мере зависят яркость, сочность и натуральность цветов многоцветного изображения.

Конструкция любительского тринескопа может быть выполнена в зависимости от возможностей и вкуса радиолюбителя. Для предохранения оптической системы от ударов и вибраций, которые приводят к расстройке совмещения, кинескопы и оптическую систему тринескопа выполняют в виде единой жесткой автономной конструкции, которую прикрепляют к корпусу телевизора с помощью пружин или амортизаторов. Кинескопы надежно прикрепляют к общей панели: следя за тем, чтобы не было перекосов. Отклоняющие системы после регулировки должны быть закреплены так, чтобы они не смещались в процессе эксплуатации. Стеклянные пластины прикрепляют к кронштейну с помощью шпилек, пружин и гаек (рис. 5). Устройство, изображенное на этом рисунке, позволяет юстировать пластины с большой точностью.

На рис. 6 представлен схематический вид одной из возможных конструкций любительского тринескопа.

В телевизоре, использующем тринескоп как цветовосироизводящее устройство, должны быть предусмотрены индивидуальные (для каждого кинескопа) регуляторы размеров, линейности, фокусировки и центровки изображения, а также выключатели электронных пушек. Это необходимо для точного совмещения трех монохромных изображений.

Налаживание тринескопа ведут в следующем порядке. Сначала получают на экранах всех кинескопов устойчивые изображения и затем совмещают их. Совмещение ведут в определенной последовательности. Вначале, регулируя положения стеклянных пластин, совмещают чистые растры по контурам краен экранов. Затем, приняв испытательную таблицу, центрируют ее на экране «зеленого» кинескопа и устраняют перекосы относительно краев экрана, если они имеются. В дальнейшем зеленое изображение принимают за эталонное и с ним последовательно совмещают сначала красное, а потом синее. Для совмещения красного изображения с зеленым выключают «синий» кинескоп и оперируя органами регулировки красного изображения (центровка, размер, линейность), а также корректируя положение отклоняющей системы «красного» кинескопа и пластины 1, добиваются полного совмещения, которое должно сохраняться при перемещении зрителя в пределах угла обзора. Аналогично синее изображение совмещается с зеленым. При этом выключают «красный» кинескоп и корректируют положение пластины 2. После этих операций включают все три кинескопа. Полученное суммарное изображение должно быть полностью совмещено в центральной части экрана. Допускаются небольшие цветовые окантовки но его краям.

Для облегчения процесса совмещения целесообразно воспользоваться генератором сетчатого ноля.

Описанный любительский тринескоп опробован автором. В нем использованы пластины из органического стекла. Угол φ выбран 35°. Светофильтры необходимых цветов и насыщенностей изготовлены из цветного органического стекла и цветных пленок, применяемых в театральных прожекторах.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 7 номер 1971 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 7 номер 1971 год. :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>