Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 8 номер 1971 год.

НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Инж. М. ОНАЦЕВИЧ 

Важным узлом батарейного магнитофона является электродвигатель. Во многом именно от него зависит качество работы лентопротяжного механизма. И если «поплыл» звук, появились помехи при воспроизведении или записи, то причину этого следует искать чаще всего в неисправности электродвигателя.
Но как правильно поставить «диагноз болезни» и устранить ее причины? На этот и многие другие вопросы вы найдете ответ в статье М. Л. Онацевича. Автор — сотрудник научно-исследовательского института, радиолюбитель с 35-летким стажем. Приемники прямого усиления и супергетеродины, телевизоры, магнитофоны — вот далеко неполный перечень его конструкций.
Великая Отечественная война прервала учебу М. А. Онацевича в Московском энергетическом институте. Он служил в пехоте и артиллерии, пройдя путь от рядового до гвардии лейтенанта. После войны — снова учеба. В 1952 году он с отличием оканчивает МЭИ.
Любовь к электро- и радиотехнике приводит М. А. Онацевича в Институт звукозаписи, где он работает над созданием электродвигателей постоянного тока, один из которых (ДКС - 7) был отмечен в 1963 году бронзовой медалью ВДНХ.
Сейчас М. А. Онацевич занимается разработкой электродвигателей для аппаратуры магнитной видео- и звукозаписи и продолжает увлекаться радиолюбительством.

Наиболее широкое применение в портативных магнитофонах с автономным и универсальным питанием получили электродвигатели постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и центробежными регуляторами скорости вращения: ДКС - 16, ДКС - 8, 4ДКС - 8, ДКМ - 1М, ЗДПРС, ДКС9 - 2600, МД - 0,35 - 2000 - 9 и некоторые другие. Характерные неисправности электродвигателей и способы их устранения приведены в таблице.

ИЗМЕРЕНИЯ

Скорость вращения электродвигателей малой мощности рекомендуется измерять специальным прибором — строботахометром, так как он не создает нагрузку на электродвигатель. Для измерения скорости этим прибором на какую-либо деталь, вращающуюся вместе с валом двигателя, наносят белой краской в виде сектора метку, доступную для освещения лампой строботахометра — строботроном. Затем на. шкале строботахометра устанавливают скорость заведомо выше скорости электродвигатели и освещают метку. Изображение метки будет многократным, и перемещающимся. Снижая частоту вспышек можно остановить тройное, двойное изображение метки и, наконец, единичное. Скорость на шкале строботахометра, соответствующая этому первому единичному изображению, является истинной скоростью вращения электродвигателя.

Вместо строботахометра можно использовать генератор звуковых частот, к выходу которого через диод подключают неболыггую неоновую лампочку. В этом случае скорость вращения электродвигателя определяют по формуле:

n = 60 f,
где n — скорость вращения, об/мил;
f — частота по шкале генератора, гц.

Э.д.с. электродвигателя измеряют при работе двигателя в режиме генератора. Вольтметр подключают к щеткам коллектора. Якорь двигателя приводят во вращение посредством ремешка или нитки от постороннего привода. Обычно э.д.с. измеряют при номинальной скорости вращения. Если скорость nизм, при которой производят измерения, отличается от номинальной nном, то э.д.с. Еном соответствующую номинальной скорости вращения рассчитывают по формуле:

где Еизм - величина э.д.с, полученная при измерении.

Нагрузку на валу, например, при проверке легкости хода механизма магнитофона, определяют по потребляемому току. Для этого необходимо иметь рабочие характеристики электродвигателя данного типа, а именно, зависимость момента на валу от потребляемого тока. Мощность на валу Р рассчитывают по формуле:

Р = 1,028 М п 10-5, вт,
где n — скорость вращения, об/мин;
М — момент на валу, Г • см.

Давление щеток и торцевых скользящих контактов измеряют пружинными динамометрами. Измерительный элемент динамометра подводится под щетку (контакт) пли соединяется с ними ниткой, топкой проволокой и т. п. Величину давления определяют и момент отрыва щетки или размыкания контактов.

СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Обнаружение нарушений в работе разрывных контактов регулятора.
Для проверки работы разрывных контактов регулятора п цепь питания электродвигателя, работающего под нагрузкой, включают миллиамперметр и наблюдают за поведением стрелки прибора. Если контакты регулятора работают нормально, стрелка слегка вздрагивает, амплитуда ее колебаний минимальная. Если же имеются нарушения в работе контактов, то стрелка отклоняется рывками, амплитуда ее колебаний тем больше, чем значительнее нарушена нормальная работа регулятора.

Место нарушения в работе скользящих контактов отыскивают при включенном электродвигателе. В цепь питания его включают миллиамперметр, якорь двигателя освещают строботроном (или неоновой лампой) и изменением частоты вспышек лампочки останавливают изображение якоря в неоновом свете. Затем иголкой или тонкой палочкой поочередно прикасаются к щеткам коллектора и колец, неподвижным торцевым контактам и, слегка нажимал на них, следят за показаниями миллиамперметра и изображением якоря.

При прикосновении к неисправному узлу показания прибора и скорость вращения будут изменяться, и изображение якоря будет поворачиваться в направлении вращения. Прикосновение к нормально работающим узлам не вызывает таких изменений.

Характерным признаком наличия короткозамкнутых витков и обрыва обмотки якоря является повышенное искрение щеток коллектора. На пластинах коллектора, соединенных с поврежденной секцией, появляется черный нагар. Иногда наблюдаются мертвые точки при пуске электродвигателя.

Найти поврежденную секцию можно при испытании якоря переменным током. С этой целью к соседним коллекторным пластинам через миллиамперметр переменного тока подключают такое напряжение, при котором ток через электродвигатель не превышает номинального, и по очереди измеряют ток между всеми соседними пластинами. Между пластинами поврежденной секции ток будет резко отличаться: он будет меньше при обрыве и больше — при коротком замыкании в обмотке.

Этот способ неприменим к электродвигателям у которых количество витков в секциях неодинаково (например, ДКС - 8).

НАЛАЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

Профилактика и ремонт микродвигателей требуют определенных навыков, поэтому не следует разбирать нормально работающий электродвигатель, так как любая разборка, если она не вызвана необходимостью, может принести только вред. Некоторые электродвигатели, например, МД-0,35-2000-9, вообще не рассчитаны на разборку.

Электродвигатели 4ДКС - 8, ЗДПРС, ДКС - 8 имеют разборную конструкцию, по намагничены в собранном виде н могут частично размагнититься при полной разборке. Якори двигателей со стальным сердечником (типа 4ДКС - 8, ДКС - 8) можно извлекать в том случае, если одновременно с выдвижением якоря между полюсами статора вводить стальной сердечник, замыкающий магнитный поток магнитов.


Увеличить

При разборке на сопрягаемых деталях в местах стыка полезно наносить риски, которые впоследствии послужат ориентиром для правильной сборки. Осмотр деталей двигателя удобно производить через лупу с четырехкратным увеличением.

Для протирки и чистки, во избежание засорения, следует пользоваться безворсными тканями, а для промывки — применять только чистый спирт (для контактов) и бензин Б - 70.

Скорость вращения устанавливают при номинальных нагрузке и напряжении изменением натяжения возвратных пружин центробежного регулятора. Номинальную нагрузку создают крыльчаткой или непосредственно лентопротяжным механизмом магнитофона и определяют ориентировочно по потребляемому току. Регулировать скорость вращения следует с той транзисторной схемой, с которой двигатель будет работать в магнитофоне.

У двигателей с одной контактной парой в регуляторе (ДКС - 16, ЗДПРС, ДКС9 - 2600, МД - 0,35 - 2000 - 9) регулирование несложно: натяжением пружины скорость увеличивается, ослаблением — уменьшается. У двигателей с двумя контактными парами в регуляторе (4ДКС - 8, ДКС - 8) вначале ослабляют натяжение пружин регулятора так, чтобы скорость вращения стала ниже номинальной. Затем постепенным натяжением пружины одного из регулировочных винтов устанавливают номинальную скорость вращения.

Далее, освободив двигатель от нагрузки, включают его на холостом ходу, с помощью строботахометра измеряют скорость вращения вала и оставляют частоту вспышек лампы строботахометра неизменной. Вторым регулировочным винтом регулируют натяжение второй пружины регулятора так, чтобы изображение метки стало медленно (не более 5 — 10 об/мин) перемещаться в направлении вращения. Если скорость вращения двигателя на холостом ходу превышает номинальную более, чем на 50 об/мин, на время настройки регулятора необходимо отпаять резистор, шунтирующий переход эмиттер — коллектор проходного транзистора.

Установка щеток на нейтраль.Установку и проверку положения щеток производят при работе двигателя в режиме генератора по максимуму э.д.с. Якорь двигателя при этом вращают с постоянной скоростью от постороннего привода.

Плавными поворотами подшипникового щита в разные стороны находят положение, при котором э.д.с. максимальна. Это положение щита соответствует расположению щеток на нейтрали. Если двигатель нереверсивный, для улучшения коммутации щетки сдвигают с нейтрали, поворачивая щит против направления вращения на 5 — 10°. Затем щит закрепляют, и на корпусе двигателя делают отметку, соответствующую правильному положению щита.

Регулировка э. д. с. Если величина э.д.с. двигателя меньше номинальной, то его намагничивают до насыщения постоянных магнитов. Для намагничивания используют электромагнит, который создает поле напряженностью не менее 5 • 103 э.

Величину э.д.с. регулируют в собранном электродвигателе, постепенно размагничивая его в поле переменного тока. Обычно для этой цели используют статор от электродвигателя переменного тока или специальную катушку, но можно применить и размагничивающий дроссель, предназначенный для стирания записей на магнитной ленте.

Чистку и промывку коллектора (колец) производят в случае загрязнения поверхности коллекторных пластин и заполнения пазов между ними продуктами износа щеток. Промывку делают бензином, а затем — спиртом. Если пыль в пазах уплотнена и не вымывается, ее извлекают стальной иглой. На время промывки щетки отводят от коллектора и удерживают в таком положении до полного высыхания его. Если поверхность коллектора имеет глубокие царапины или канавку от работы щеток,— его необходимо проточить.

Чистка контактов регулятора. Контакты разобранного регулятора промывают спиртом. Если регулятор не подлежит разборке, чистку производят тонким лепестком, вырезанным из натуральной пробки и смоченным спиртом. После промывки и высушивания контакты протирают обезжиренной в бензине замшей или пробкой.

Смазка подшипников. Шарикоподшипники заполняют смазкой на весь срок службы. Если же смазку по каким-либо причинам требуется заменить, необходимо предварительно промыть подшипники бензином и заполнить рекомендованной смазкой на три четверти свободного объема.

Стальные опилки, попавшие внутрь двигателя, удаляют ватным тампоном или стальной иглой, к острию которой хорошо притягиваются отдельные намагниченные частички.

Давление пружин торцевых скользящих контактов регулируют их подгибкой. Подгибку делают у основания пружины, следя за тем, чтобы плоскость неподвижного контакта располагалась перпендикулярно оси вращающегося контакта.

Давление винтовых цилиндрических пружин щеток устанавливают подгибкой крайних витков, либо уменьшением их числа, если пружины ослабли, а также подгибкой специальных регулировочных лепестков щеткодержателей.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 8 номер 1971 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 8 номер 1971 год. :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>