Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 4 номер 1998 год. МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ ТЕХНИКА

ОСОБЕННОСТИ СХЕМОТЕХНИКИ 16-БИТНЫХ ВИДЕОПРИСТАВОК

С. РЮМИК, г. Чернигов, Украина 

1В статьях Ю. Осоцкого "Ремонтируем "Dendy" ("Радио", 1997, ╧'%, с. 30-32) и С. Рюмика "Особенности схемотехники восьмибитных видеоприставок" ("Радио", 1997, ╧ 10, с. 27-30 и ╧ 12, с. 20— 23) было подробно описано устройство игровых видеоприставок "Dendy". Предлагаемый вниманию читателей материал о 16-битных видеоприставках "Sega" основан на большом опыте автора по их ремонту и анализу встречающихся в них схемных решений.

Совсем недавно восьмибитные видеоприставки "Dendy" и их аналоги вызвали "компьютерную революцию" в умах и сердцах детей и подростков. Однако прогресс не стоит на месте. Вот уже 16-, 32- и даже 64-битные игровые телевизионные приставки демонстрируют великолепные графические и музыкальные возможности. Понятно, что чем больше разрядность, тем лучше. Но с другой стороны, тем дороже приставка и программы к ней. Сегодня многие отдают предпочтение 16-битным видеоприставкам, обеспечивающим неплохое качество при относительно невысокой цене. Появившись в конце 80-х годов, они и в наши дни устойчиво занимают свою нишу на рынке.

Из множества моделей 16-битных игровых видеоприставок, продаваемых под различными торговыми марками, всеобщее признание завоевало семейство, разработанное японской фирмой Sega Enterprises Ltd. Для приставок "Sega" создано более тысячи игровых программ, выпускаются книги и буклеты с их красочными описаниями. В связи с популярностью таких приставок для них успешно конвертируются многие игры, первоначально разработанные, например, для компьютеров IBM PC или "Amiga".

Бросается в глаза тщательная проработка вопросов унификации приставок, охраны авторских прав на их внешний вид и технические решения. Хотя предприятия-изготовители разбросаны по всему миру от Канады до Сингапура, все приставки "Sega" выглядят одинаково, тщательно выдерживаются дизайн картриджей и джойстиков, типы и назначение выводов разъемов, параметры блоков питания.

В зависимости от телевизионных стандартов, принятых в разных странах, выпускается несколько модификаций приставок "Sega" [1]. Наиболее известны американский ("Sega Genesis"), азиатский (или японский) и европейский варианты. Совместимость их игровых картриджей обеспечивается специальными переходниками, так называемыми "Меgа Кеу"-расширителями. Кроме фирменных, существует множество "Sega"-совместимых приставок, продаваемых под различными названиями, например, "StarDrive-2", "SuperAlpha". В силу определенных обстоятельств у нас наиболее распространены азиатские, а не европейские модели.

Различают три поколения видеоприставок "Sega". Первой появилась "Sega Mega Drive" (мы будем называть ее сокращенно "Sega-1"), затем в 1990 г. — "Sega Mega Drive-2" (далее — "Sega-2"), а чуть позже — "Sega Mega CD". Первые две рассчитаны на работу с картриджами, последняя — с лазерными дисками. Анализ рынка игровых программ для 16-битных приставок показывает, что картриджи, как носители программ, вряд ли в обозримом будущем уступят пальму первенства лазерным дискам. Массовый переход на них, очевидно, произойдет после широкого распространения 32-битных приставок.

По указанным причинам мы ограничим круг рассматриваемых в статье вопросов схемотехникой азиатских моделей первого и второго поколений. С точки зрения особенностей ремонта отличия "Sega-2" от предыдущей модели неввлики: в системном разъеме имеется вход, позволяющий контролировать правильность подключения дополнительных устройств (например, специализированного CD-ROM), а в джойстике увеличено число функциональных кнопок. Совместимость программ гарантируется только снизу вверх. Это значит, что игры, выпущенные для "Sega-1" (их известно более 200), будут работать и на "Sega-2", но совсем не обязательно наоборот.

Несколько слов о конструктивно-технологических особенностях приставок "Sega". В последнее время в них все чаще применяется поверхностный монтаж электрорадиоэлементов на печатную плату. Эта прогрессивная технология позволяет значительно повысить производительность труда на сборочных и монтажных работах, улучшить качество паяных соединений, уменьшить габариты, массу и в конечном счете стоимость изделия. Но делать печатные платы на сложных и очень дорогих роботизированных комплексах поверхностного монтажа может позволить себе далеко не каждый производитель. Так что применение подобной технологии с большой степенью вероятности указывает на крупную фирму и хорошее качество продукции.

Для поверхностного монтажа выпускаются специальные миниатюрные компоненты: так называемые чип-резисторы и чип-конденсаторы размерами примерно 3,2x1,6x1 мм, микросхемы, транзисторы и диоды в малогабаритном корпусе с выводами профиля "крыло чайки". В англоязычной литературе их часто называют SMD (Surface Mounting Devices — приборы, монтирующиеся на поверхность).

Номинальное сопротивление чип-резистора можно определить по надписи на его корпусе, состоящей из трех, а у прецизионных резисторов — из четырех цифр. Последняя из них показывает, сколько нулей необходимо дописать справа к предыдущим цифрам, чтобы получить сопротивление в омах. Например, надпись "150" означает 15 Ом, "561" — 560 Ом, "112" — 1100 Ом (1,1 кОм), "106" — 10 МОм, а "2741" — 2,74 кОм. У низкоомных резисторов целая часть значения сопротивления в омах отделяется от дробной буквой R. Например, "4R7" означает 4,7 Ом, "54R9" — 54,9 Ом.

К сожалению, определить по внешнему виду номиналы чип-конденсаторов затруднительно, так как соответствующая маркировка на них, как правило, отсутствует. Номинал бывает указан только на упаковке, в которой такие конденсаторы поступают на сборочную линию.

Вышедшие из строя чип-резисторы можно заменять обычными мощностью 0,063 или 0,125 Вт, а чип-конденсаторы — малогабаритными керамическими (КМ - 56, К10 - 17), укоротив и отформовав их выводы.

УСТРОЙСТВО ПРИСТАВКИ "SEGA"

Приставки "Sega" азиатских моделей формируют телевизионный сигнал стандарта PAL. 512-цветное изображение состоит из 320 точек по горизонтали и 224 — по вертикали. Звуковое сопровождение игр — стереофоническое. Потребляемая от сети мощность — 8...14 Вт.

Схема соединения основных компонентов приставки изображена на рис. 1. Ее основа — процессорная плата, занимающая практически полностью базовый блок. На ней установлены разъемы, к которым подключают все другие узлы: 64-контактная розетка для игрового картриджа ("CARTRIDGE"), 60-контактная системная вилка ("SYSTEM"), две девятиконтактные вилки для джойстиков ("CONTROL 1" и "CONTROL 2"), гнезда питания ("ADAPTOR") и головных стереотелефонов ("PHONES"), розетка для соединения с телевизором ("A/V") по низкой или, через модулятор, по высокой частоте.

"POWER", при этом загорается светодиодный индикатор. Кнопка "RESET" служит для приведения устройства в исходное состояние, а в некоторых случаях — и для выбора одной из нескольких игровых программ, записанных в одном картридже. Имеется регулятор громкости звукового сопровождения "VOLUME".

На практике встречаются приставки, состав которых отличается от описанного. Иногда отсутствуют светодиодный индикатор, регулятор громкости, гнездо для головных телефонов. Высокочастотный телевизионный модулятор находится снаружи или внутри приставки, модулятор может соединяться с антенным входом телевизора через механический переключатель.

СЕТЕВОЙ АДАПТЕР

Приставка "Sega" питается от сети переменного тока через трансформаторный блок питания с выпрямителем, выполненным по обычной мостовой схеме (рис. 2, а). По сравнению с аналогичным блоком для "Dendy" он может отдать почти в два раза большую мощность и при токе нагрузки 1,2 А развивает напряжение 10 В. Типовая нагрузочная характеристика блока при сетевом напряжении 220 В приведена на рис.2, б.

В адаптере обычно установлен трансформатор с магнитопроводом сечением около 4 см2, например, типоразмера Ш16x24. Первичная (сетевая) обмотка содержит 2100...2300 витков провода диаметром 0,15 мм, вторичная (понижающая) — 120...130 витков провода диаметром 0,51 мм. Емкость конденсатора фильтра — 1000...3300 мкФ. Его рабочее напряжение должно быть не менее 16 В, но для надежности рекомендуется применять конденсаторы, рассчитанные на напряжение 25 В.

Диоды 1N5391 при необходимости можно заменить блоком КЦ410 с любым буквенным индексом или малогабаритными выпрямительными диодами, рассчитанными на ток не менее 1 А, например, КД208А, КД212А.

Как меру предосторожности, в цепь первичной обмотки трансформатора желательно включить предохранитель на ток 0,25 А. Можно использовать и плавкую вставку ВП1-2-0,25А-250 в керамическом корпусе с гибкими выводами. Нелишним будет и одно из описанных в [2] несложных защитных устройств.

Применять для питания "Sega" сетевой адаптер от "Dendy" недопустимо. Из-за перегрузки он в лучшем случае не разовьет напряжения, достаточного для нормальной работы видеоприставки, а в худшем — выйдет из строя.

МОДУЛЯТОР

Это устройство переносит спектр сформированных приставкой низкочастотных сигналов изображения (VIDEO) и звука (AUDIO) в полосу частот одного из телевизионных каналов метрового диапазона. Законченность конструкции, одинаковые габаритные и установочные размеры модуляторов в разных моделях "Sega" позволяют говорить об их унификации и достаточной отработанности.

Типовой модулятор (принципиальная схема показана на рис. 3) содержит три каскада: высокочастотный генератор сигнала несущей частоты изображения, генератор сигнала промежуточной частоты (ПЧ) звука и смеситель.

Генератор ПЧ звука собран на транзисторе VT2. Для разных вариантов стандарта PAL, на которые бывают рассчитаны азиатские модели "Sega", эта частота равна 4,5 (PAL - M), 5,5 (PAL - B), 6 (PAL - I) или 6,5 МГц (PAL - D). При необходимости генератор легко перестроить на принятую у нас частоту 6,5 МГц изменением положения подстроечника трансформатора Т1 и подборкой емкости конденсаторов С7 и С11.

Частота генератора модулируется изменением емкости коллекторного перехода транзистора VT2 под действием сигнала AUDIO. Размах этого сигнала находится в пределах 0,5...2 В. Если телевизор воспроизводит звуковое сопровождение игр с хрипами и искажениями, следует попробовать изменить режим работы транзистора подборкой резисторов R2 и R3 или уменьшить модулирующий сигнал, например, подключив параллельно конденсатору С2 резистор сопротивлением в несколько килоом.

На транзисторе VT1 собран генератор несущей частоты изображения. Частоту его колебаний определяет контур L1C3. Сигнал с выхода генератора подается на базу транзистора VT3, выполняющего функции смесителя. На эмиттер этого транзистора со вторичной обмотки трансформатора Т1 поступает сигнал ПЧ звука, а через резистор R10 — видеосигнал (VIDEO) размахом 1 — 1,5 В. Конденсатор С13 шунтирует цепь змиттера транзистора VT3 по высокой частоте, лишь незначительно ослабляя сравнительно низкочастотные модулирующие сигналы. Выход модулятора через разъем XW1 соединяют коаксиальным кабелем с антенным входом телевизора.

На практике встречаются модуляторы, схемы которых имеют некоторые отличия от показанной на рис. 3:
— отсутствуют конденсаторы С1, С2, С9;
— резистор R6 заменен перемычкой, конденсатор С8 отсутствует;
— взаимно переставлены резистор R7 и конденсатор С10;
— резистор R11 подключен непосредственно к коллектору транзистора VT3, а не к точке соединения катушки индуктивности L2 и конденсатора С14;
— пропорционально изменены номинальные сопротивления резисторов R2 и R3, R4 и R5.

В модуляторе могут быть установлены не только транзисторы S9018, но и 2SC3194, 2SC458. Их можно заменять практически любыми маломощными транзисторами структуры n-p-п с граничной частотой не менее 600 МГц, например, КТ355АМ или КТ325, КТ368 с любыми буквенными индексами.

Плата модулятора закрыта металлическим экраном размерами примерно 45Х35Х15 мм с отверстиями для подстройки индуктивности трансформатора Т1 и катушки L1. Если этот узел находится внутри базового блока приставки, контактные площадки ХТ1—ХТ4 соединяются короткими проводниками непосредственно с процессорной платой.

Модулятор, выполненный в виде отдельного модуля, помещается в пластмассовый корпус размерами примерно 80X40x20 мм. Он имеет отверстия для доступа к гнезду XW1 и для прохода четырехжильного экранированного кабеля, заканчивающегося вилкой, подключаемой к розетке "A/V" видеоприставки. Назначение контактов вилки показано на рис. 4. Неиспользуемые контакты в ней обычно отсутствуют. На рисунке они условно показаны крестиками.

Ток, потребляемый от источника питания по цепи VCC, не превышает 6...9 мА. Модуляторы от "Sega" и "Dendy" [3] взаимозаменяемы.

КАРТРИДЖ

Картридж представляет собой сменное ПЗУ, в котором записана игровая программа. Измерять его информационную емкость принято в мегабитах. Для самых простых игр требуется не менее 1 Мбит, а для наиболее динамичных и красочных — значительно больше. Например, картридж игры BOOGERMAN имеет информационную емкость 24 Мбит и хранит более 1800 кадров цветного изображения. Если попытаться скопировать из него данные в обычные ППЗУ с ультрафиолетовым стиранием, то потребуется 48 микросхем 27512 или 384 К573РФ6.

Так как в приставках "Sega" на разъем "CARTRIDGE" выведены 23 разряда адреса, а шина данных 16-разрядная, к ним можно подключать картриджи емкостью до 128 Мбит. Узнают информационную емкость конкретного картриджа по маркировке установленных в нем ПЗУ. Например, надпись "42LG8M16B" означает, что микросхема имеет емкость 8 Мбит при 16-разрядной организации шины данных. Если же по маркировке определить емкость микросхемы не удается, можно попытаться сделать это, подсчитав число подведенных к ней разрядов шин адреса и данных. Чаще всего в картриджах применяют бескорпусные микросхемы ПЗУ, залитые каплей компаунда, иногда — микросхемы в пластмассовых корпусах с 42 или 44 выводами.


Увеличить

Внешний вид картриджа со стороны разъема и назначение наиболее часто используемых контактов показаны на рис. 5. Вилка разъема картриджа выполнена печатным способом на торце его платы. Нумерация контактов может быть как чисто цифровой (верхний ряд — нечетные, нижний — четные номера), так и буквенно-цифровой (нижний ряд — А1 — А32, верхний — В1 — В32). Верхней считается та сторона платы, где находятся микросхемы. Независимо от способа нумерации взаимное положение контактов, соответствующих одним и тем же сигналам, всегда одинаково. Номера линий электрической связи на приводимых ниже схемах картриджей соответствуют цифровым обозначениям контактов их разъемов.

Самый простой из картриджей (схема на рис. 6, игра "TOY STORY') содержит всего одну микросхему. Это обычное масочное ПЗУ информационной емкостью 32 Мбит, данные в которое занесены в процессе изготовления. Выходы DO ≈ D15 переходят в активное состояние только при одновременной подаче сигналов низкого уровня на входы CS и ОЕ. При высоком уровне хотя бы одного из этих сигналов выходы ПЗУ остаются в высокоймпедансном состоянии. Цепь контроля подключения картриджа CHECK соединена с общим проводом внутри него. Если картридж отсутствует или неплотно установлен в разъем ви-деоприставки, уровень сигнала CHECK воспринимается ее главным процессором как высокий и он переходит в состояние ожидания низкого уровня этого сигнала.

В картриджах с двумя восьмиразрядными ПЗУ (схема на рис. 7, игра "MORTAL КОМБАТ - 1") чаще всего в одной из микросхем (обычно маркированной буквой L) записаны младшие (DO ≈ D7), а в другой (Н) ≈ старшие (D8 ≈ D15) разряды каждого 16-разрядного слова данных. Но встречаются картриджи, в которых разряды распределены между микросхемами иначе. Более сложный вариант (схема на рис. 8, игра "BOOGERMAN") содержит два 16-разрядных ПЗУ, причем сигнал ОЕ проходит на соответствующий вход только одного из них в зависимости от уровня сигнала А20. Логика выбора реализована на элементах микросхемы DD3 (аналог К555ЛАЗ). Информационная емкость ПЗУ DD1 и DD2 иногда бывает не одинаковой.

На рис. 9 представлена схема картриджа с двумя игровыми программами, записанными в одном ПЗУ. Их смена происходит при каждом нажатии кнопки сброса "RESET". Импульс RES, формируемый в этот момент базовым блоком приставки, изменяет состояние счетного триггера DD2.1, включая первую (А18 = 0) или вторую (А18 = 1) игру.

В последнее время получают распространение игры, которые можно прервать в любой момент, сохранив игровую ситуацию, и возобновить при следующем запуске именное этой ситуации. Предусматривается также возможность запоминать имена игроков, хранить и обновлять список рекордов. Картриджи таких игр содержат не только постоянную, но и оперативную память, данные в которую можно записывать во время игры и сохранять при отключенном питании. Обычно это достигается применением вместо обычных ПЗУ так называемой FLASH-памяти. Другой вариант заключается в установке в картридж дополнительной микросхемы ОЗУ структуры КМОП с резервным питанием от гальванического элемента. Так как ток, потребляемый таким ОЗУ в режиме хранения ничтожен, может применяться миниатюрный элемент (или батарея) очень малой емкости.

Одна из возможных схем дополнительной оперативной памяти показана на рис. 10. Она может применяться совместно с ПЗУ, собранным по любой из рассмотренных выше схем. Для переключения ПЗУ/ОЗУ использован сигнал А19, но это может быть и какой-либо другой разряд шины адреса. Сигнал выбора кристалла (CS) подается на микросхемы ПЗУ не с контакта 33 разъема, а по цепи 33.1 с выхода логического элемента DD2.2.

Диоды VD1 и VD2 обеспечивают переключение цепи питания микросхемы DD1 (аналог К537РУ2) на батарею GB1 при отключении картриджа от базового блока. В этом случае транзистор VT1 закрыт, так как его база и эмиттер соединены с общим проводом через резисторы R2, R3 и внутреннее сопротивление отключенных от источника питания микросхем картриджа. Через резистор R1 на вход CS микросхемы DD1 поступает напряжение высокого логического уровня, поддерживая ее в невыбранном состоянии. Так обеспечивается сохранность записанных в ОЗУ данных.

В картридже, подключенном к работающей приставке, транзистор VT1 служит не инвертирующим усилителем с общей Зазой и передает сформированный элементом DD2.4 сигнал выбора кристалла на вход CS микросхемы DD1.

Средний ток, потребляемый картриджем, равен 20...80 мА. На его печатной плате обычно предусмотрено место для нескольких блокировочных конденсаторов в цепи питания, которые изготовители из соображений экономии, как правило, не устанавливают. При сбоях в работе игры следует все же установить здесь керамические конденсаторы, выбрав их емкость из расчета не менее 0,068 мкФ на каждую микросхему картриджа.

Ремонт картриджа следует начинать с внешнего осмотра, удаления спиртом или жестким ластиком загрязнений с контактов разъема и аккуратной пропайки с двух сторон всех переходных отверстий. Если в картридже, кроме ПЗУ, имеется микросхема малой или средней степени интеграции, то при подозрениях на неисправность ее следует заменить. Когда подобным осмотром установить дефект не удалось, можно попытаться паяльником хорошо прогреть корпус микросхемы ПЗУ — иногда это помогает восстановить контакт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лучшие игры для "Sega" (сборник). — С.-П.: Пергамент, 1996.
2. Нечаев И. Защита малогабаритных сетевых блоков питания от перегрузок. — Радио, 1996, ╧12, с. 46, 47.
3. Осоцкий Ю. Модулятор "Денди" в "РАДИО-86РК". — Радио, 1997, ╧ 3, с. 28.

(Продолжение следует)

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 4 номер 1998 год





Антон пишет...

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.

04/07/2019 18:17:09

Алексей пишет...

Перезвоните мне пожалуйста 8(904)332-62-08 Вячеслав.

18/07/2019 09:30:48

Алексей пишет...

Перезвоните мне пожалуйста 8(950)000-06-64 Виктор.

25/07/2019 01:13:30

Евгений пишет...

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (900) 629-95-38 Евгений.

04/10/2019 20:20:59



Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 4 номер 1998 год. МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ ТЕХНИКА :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>