Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 5 номер 1998 год. МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ ТЕХНИКА

ОСОБЕННОСТИ СХЕМОТЕХНИКИ 16-БИТНЫХ ВИДЕОПРИСТАВОК

С. РЮМИК, г. Чернигов, Украина  

Продолжение. Начало см. в "Радио", 1998, ╧4.

ДЖОЙСТИК

Приставка "Sega" обычно комплектуется двумя одинаковыми джойстиками (игровыми манипуляторами). Один из них, основной, подключают к разъему "CONTROL 1" с левой, а второй, дополнительный, — к разъему "CONTROL 2" с правой стороны приставки.

На верхней панели манипулятора может быть три, четыре или шесть круглых кнопок. "Четырехкнопочные" джойстики, внешне похожие на аналогичное устройство от "Dendy", встречаются очень редко. "Трехкнопочными" обычно снабжаются приставки "Sega-1", а "шестикнопочными" — "Sega-2".

Кнопками "А", "В", "С" управляют основными игровыми действиями (стрельбой, прыжками), а "X", "Y", "Z" (если они есть) вызывают вспомогательные действия, ими же обычно вводят различные пароли и коды. Любой джойстик обязательно имеет крестовину, нажатием на углы которой (они обозначены стрелками или надписями "UP","DOWN", "LEFT", "RIGHT") задают соответствующее направление движения объекта игры. Крестовина у стандартных джойстиков расположена слева, но специально для левшей выпускаются и такие, у которых она справа.

Кроме перечисленных, на манипуляторе обычно имеется еще несколько кнопок и переключателей. С помощью одной из них — "START" — начинают игру, а также приостанавливают и возобновляют ее. Темп игры можно замедлить переключателем "SLOW" (имитирует многократное нажатие этой кнопки). Кнопкой "MODE" изменяют режим работы приставки в некоторых играх.

Особо нужно сказать о предусмотренных во многих джойстиках для "Sega-1" кнопках "TURBO A", "TURBO В", "TURBO С". Они не выполняют самостоятельных действий, а лишь имитируют многократное нажатие одноименных "не TURBO" кнопок.

Джойстик от "Sega-2" полностью совместим с приставкой "Sega-1". Обратная замена также возможна, но не будет полноценной, так как игры, выпускаемые в последнее время, рассчитаны, как правило, на использование всего набора кнопок "Sega-2".

Принципиальные схемы джойстиков приведены на рис. 11 и 12 соответственно для "Sega-1" и "Sega-2". В каждом из них имеется всего одна специализированная бескорпусная микросхема. Потребляемый ею ток не превышает 300 мкА.

Временные диаграммы входных и выходных сигналов джойстика приведены на рис. 13 ("Sega-1") и 14 ("Sega-2"). Цикл опроса состояния кнопок запускается сигналом SYN, формируемым приставкой. Обычно это одиночные импульсы отрицательной полярности или пачки из четырех таких импульсов длительностью 5...50 мкс, повторяющиеся с периодом 20...80 мс. Выходные сигналы можно условно разделить по логике формирования на три группы: А/В и START/C, LEFT/X и RIGHT/MODE, UP/Z и DOWN/Y Различия между группами принципиальны, например, нажатие кнопки "LEFT" приводит к немедленному изменению логического уровня на соответствующем выходе, а при нажатии кнопок "А" или "В" импульсы SYN проходят на выход "А/В" непосредственно или с инверсией. На рис. 13 и 14 показано по одному сигналу из каждой группы при нажатии различных кнопок.

Каждая из трех кнопок "TURBO" джойстика "Sega-1" при нажатии соединяет соответствующий вход ("А", "В" или "С") микросхемы DD1 с ее выходом F/2. Импульсы на зтом выходе имеют форму "меандра" с периодом 80 мс. Цепь ABC (общий провод этих кнопок) подключена внутри микросхемы к устройству защиты выхода F/2 от перегрузки, возникающей при одновременном нажатии кнопок "TURBO А" и "А", "TURBO В" и "В" или "TURBO С" и "С".

Общий вид печатной платы "шести-кнопочного" джойстика приведен на рис. 15. Контактные площадки ХТ1 — ХТ9 соединены кабелем с розеткой XS1, внешний вид и назначение гнезд которой показаны на рис.16. Ремонтируя джойстик, следует в первую очередь убедиться в отсутствии обрывов проводов этого кабеля. Обратите внимание, что одноименные контактные площадки ХТ1-ХТ9 на платах джойстиков для "Sega-1" и "Sega-2" имеют разное назначение и соединены с разными гнездами розетки.

Схема простого устройства, заменяющего вышедшую из строя бескорпусную микросхему в джойстике "Sega-1", изображена на рис. 17. Все детали размещают в корпусе манипулятора: микросхему DD1 приклеивают к обратной стороне его печатной платы, соединения выполняют отрезками тонкого монтажного провода. Если кнопки SB1-SB8 остаются подключенными к неисправной микросхеме, резисторы R1-R8 можно не устанавливать — их функции выполнят сопротивления каналов ее МДП -транзисторов.

Заменить неисправную микросхему в джойстике приставки "Sega-2" значительно сложнее, так как форма ее выходных сигналов зависит от числа импульсов в пачке SYN. Возможный выход из положения — произвести замену, как описано для "Sega-1", но с таким джойстиком можно будет играть только в те игры, в которых не требуются дополнительные кнопки.

Режим "SLOW" поможет восстановить узел, собранный по схеме на рис. 18. Это генератор импульсов, период повторения которых в пределах примерно 20... 120 мс регулируют переменным резистором R2 (его тип не имеет значения, подойдет любой малогабаритный). Если в оперативной регулировке нет необходимости, вместо R1 и R2 можно установить один постоянный резистор, подобрав его при наладке устройства.

ПРОЦЕССОРНАЯ ПЛАТА

Структурная схема процессорной платы приставки "Sega" представлена на рис.19. Это достаточно сложная вычислительная система, состоящая из центрального, видео- и музыкального процессоров.

В качестве центрального используется микропроцессор MC68000. Он имеет 23-разрядную шину адреса (АО—А22), 16-разрядную шину данных (DO—D15), шину управления и работает по программе, считываемой из ПЗУ, находящегося в картридже, или с лазерного диска, привод которого "MEGA-CD" можно подключить к разъему "SYSTEM". Центральный процессор управляет работой всех других узлов приставки. Джойстики связаны с ним через разъемы "CONTROL 1", "CONTROL 2" и интерфейсную микросхему, входящую в состав так называемого КСБ — комплекта специализированных БИС, выполняющих в приставке многие важные функции. ОЗУ центрального процессора емкостью 32К 16-разрядных слов выполнено на микросхемах статической памяти.

Видеопроцессор (одна из микросхем КСБ) обрабатывает графические данные. Он формирует видеосигналы основных цветов R, G, В и синхросмесь SYNC. На выход приставки (розетку "A/V") поступает полный цветовой телевизионный сигнал стандарта PAL, сформированный из сигналов видеопроцессора кодером PAL. Трехшинная информационная магистраль связывает видеопроцессор с видео-ОЗУ, состоящим из двух микросхем динамической памяти общей емкостью 64 Кбайт. Регенерация этого ОЗУ — тоже функция видеопроцессора.

Музыкальный процессор состоит из восьмиразрядного микропроцессора Z80A, синтезатора звуков на одной из микросхем КСБ и статического ОЗУ емкостью 8 Кбайт. Они связаны 16-разрядной шиной адреса (МАО—МА15), восьмиразрядной шиной данных (MDO—MD7) и шиной управления. Сформированный музыкальным процессором стереофонический сигнал звукового сопровождения игры поступает на усилитель звуковой частоты (УЗЧ). Сюда же могут быть поданы звуковые сигналы непосредственно от картриджа или системного разъема. С выходом УЗЧ соединены гнездо головных стереотелефонов "PHONES" и розетка "A/V".

Работа всех узлов процессорной платы синхронизирована сигналом кварцевого генератора, номинальная частота колебаний которого — 53,203424 МГц (ровно в 12 раз выше частоты цветовой поднесущей в телевизионном стандарте PAL). На MC68000 подаются тактовые импульсы частотой в семь, а на Z80A — в 15 раз меньшей.

Рассмотрим устройство процессорной платы более подробно. Для удобства на всех приводимых далее принципиальных схемах использованы одинаковые названия сигналов и сквозная нумерация элементов.

СТАБИЛИЗАТОР НАПРЯЖЕНИЯ.

Схема этого узла показана на рис. 20. Входное нестабилизированное напряжение поступает от сетевого адаптера через гнездо Х1. Дроссели L1, L2 подавляют высокочастотные помехи. При подозрениях на неисправность можно измерить омметром сопротивление дросселей постоянному току, которое не должно превышать 0,6 Ом. В некоторых моделях приставок вместо них установлены перемычки. Напряжение с гнезда Х1 поступает и на розетку "SYSTEM" (по цепи VCC—IN), что можно использовать в диагностических целях. Диоды VD1, VD2 (аналоги КД208А, КД212А, КД212Б) защищают видеоприставку от случайной подачи напряжения обратной полярности. В некоторых моделях один из диодов отсутствует.

На микросхемах DA1 и DA2 собраны два идентичных стабилизатора напряжения 5 В. Первый из них по цепи VC1 обычно питает центральный и видеопроцессоры, видео-ОЗУ, картридж и устройства, подключаемые к розетке "SYSTEM". Второй, по цепи VC2 — остальные узлы. Разделение нагрузки облегчает тепловой режим микросхем DA1, DA2 и уменьшает связь по питанию между аналоговыми и цифровыми частями устройства.

Процессорная плата вместе с картриджем потребляют ток 0,5...0,8 А. Суммарная мощность, рассеиваемая на микросхемах стабилизатора, доходит до 5 Вт; обе они обычно установлены на общем металлическом теплоотводе. Его площадь желательно увеличить до 80... 120 см2, что повысит надежность видеоприставки. Встречаются процессорные платы, на которых цепи VC1 и VC2 соединены между собой, как показано на рис. 20 штриховой линией. В этом случае обе микросхемы стабилизаторов обязательно должны быть однотипными и иметь максимально близкие параметры, что следует учитывать при их замене. Кроме указанных на схеме, можно применить, например, LM7805CK или отечественные КР142ЕН5А,КР142ЕН5В.

Оксидные и керамические конденсаторы С1—С24 предназначены для обеспечения устойчивой работы стабилизаторов и фильтрации помех. Они распределены по всей площади процессорной платы и установлены в непосредственной близости от выводов питания микросхем. Общее число конденсаторов на платах, выпущенных разными фирмами, может быть разным.

В тех приставках, где отсутствует светодиодный индикатор напряжения питания HL1, его рекомендуется установить, просверлив для этого отверстие в крышке корпуса и закрепив в нем клеем светоди-од, например, АЛ307БМ.

КВАРЦЕВЫЙ ГЕНЕРАТОР.

В приставках "Sega" используют гибридный кварцевый генератор НО-12С фирмы HOSONIC, внешний вид и назначение выводов которого показаны на рис. 21. В герметичном корпусе размерами 20,8x13,2x5,8 мм, кроме кварцевого резонатора, находятся бескорпусные и пленочные резисторы, конденсаторы и транзисторы, образующие генератор. Напряжение питания этого узла — 5 В, ток потребления — не более 25 мА. Сигнал на выходе OUT (соединен с цепью FCLK приставки) имеет уровни ТТЛ, его номинальная частота — 53,203424 МГц. Неисправный узел можно заменить кварцевым генератором на обычных элементах, собрав его, например, по одной из схем, приведенных в [4]. Отличие его частоты на несколько сотен килогерц от указанной не повлияет на устойчивость работы приставки и качество формируемого изображения.

ЛИТЕРАТУРА
4. Белоусов О. Кварцевые генераторы. — Радюаматор, 1997, ╧ 1, с. 30; ╧ 2, с 22, 23; ╧ 3, с. 39.

(Продолжение следует)

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 5 номер 1998 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 5 номер 1998 год. МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ ТЕХНИКА :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>