Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал "Радио", номер 7, 1999г.
Автор: А. Соколов, г. Москва

    В предыдущем номере журнала мы уже дали краткую информацию об этой выставке. Здесь же расскажем о соревнованиях среди установщиков-профессионалов и любителей, о принципах оценки автомобильной аудиосистемы - от качества ее установки до качества звучания, а также о показанных на выставке конструкторских решениях. Эта информация будет полезна и тем, кто задумывается об участии в подобных соревнованиях.

    Прошедшая впервые в Москве международная выставка автомобильной аудиотехники - "AUTO ELECTRONICS SHOW'99" - привлекла автолюбителей, которые уделяют особое внимание качеству звуковоспроизведения в автомобиле и не представляют себе поездки без музыкального сопровождения.

    Главным событием смотра в выставочном центре "Сокольники" стали международные соревнования "Формула звука". Они проводились в первый же день работы выставки среди фирм, способных профессионально спроектировать и установить высококачественную аудиосистему в любом автомобиле. В следующий день соревновались любители, которые демонстрировали свои "музыкальные центры на колесах".

фото 1

    В соревнованиях профи участвовало несколько уже заслуживших признание в определенном кругу российских фирм: это - SV-Art, "Интеллигард", Vox Celesta, Sound Design, "АМ-стиль" и некоторые другие. Оценка профессионалов проводилась по четырем номинациям. Для первой из них суммарная максимальная мощность усилителей ограничивалась 150 Вт, для двух последующих предел удваивался, а для четвертой она даже не ограничивалась. Мощность, скажем, вполне реальная, ибо среди продукции "car audio" есть и импульсный блок питания от бортовой сети на мощность более 4 кВт, ну а насколько она используется - это другой вопрос... Естественно, аудиоаппаратура и компоненты, применяемые для оборудования салонов, были исключительно фирменного производства (фото 1): Pioneer, DLS, Phase Linear, Alpine, McIntosh...

    В соревнованиях участвовали самые разные автомобили - "Renault" и несколько моделей Волжского автозавода, "Mercedes" и "Газель", "Cadillac" и "Honda"... Интересные решения эффектного акустического оформления салонов разработаны фирмами и для полуспортивной машины, и для просторного салона джипа "classic".

    Учитывая, что в России соревнования по автозвуку стали проводить всего год назад видимо, стоит рассказать о них подробнее. Проходят они в три этапа. На первом судьи оценивают качество инсталляции; на втором - качество звука (по вполне определенным критериям, но исходя из субъективных ощущений). Третий же этап - это объективная оценка неравномерности АЧХ на месте водителя с помощью специальной аппаратуры.

    Процесс оценки инсталляции начинался с ознакомления судейской коллегии с материалами, представленными участником для презентации в виде альбома с чертежами и фотографиями, где показаны структура аудиосистемы, все ее компоненты, этапы установки и результаты. Затем судьи оценивали качество и внешний вид монтажа, его прочность и защищенность от вредных воздействий.

    Качество звука определялось по международной методике, принятой для подобных соревнований. При этом используется специальный тестовый компактдиск с разнообразными записями. Сидя в салоне, судьи оценивали тональный баланс, пространственность звучания и объемность звуковой сцены (т.е. широту и глубину размещения музыкальных инструментов). Баллами оценивалось и отношение сигнал/шум.

    Наиболее наглядными были измерения неравномерности АЧХ аудиосистемы на месте водителя. С помощью измерительного микрофона и многополосного анализатора спектра можно наблюдать результаты проверки на шумовом сигнале, выводимые сразу на бумагу самописца. Эти измерения достаточно объективны и весьма полезны для участников соревнований. Судьи, уже имеющие практику таких измерений, по ходу дела давали советы по доработке аудиосистемы.

фото 2

    Недоумение некоторых любителей из-за большой неравномерности АЧХ объясняется тем, что обычно владелец устанавливает звук по фонограммам своих любимых исполнителей, оказываясь во власти излюбленного стиля музыки. Но в некоторых случаях эта неравномерность доходила до +6...9 дБ. А это уже нельзя отнести к особенностям восприятия. Просто не были, видимо, учтены параметры головок и их акустическое оформление. У профи таких недоразумений почти не возникало.

    Фирма-студия "SV-Аrt" с автомобилем "Mercedes-AMG", занявшая первое место в классе мощности аудиосистемы до 600 Вт, продемонстрировала свои практически неограниченные возможности. Весьма интересной была и архитектура этой эксклюзивной аудиосистемы. Она построена как четырехполосная и содержит основной, базовый блок (с встроенным тюнером), соединенный с чейнджером на шесть компакт-дисков. Блок передает стереосигнал на процессор обработки звуковых сигналов, от которого производится разводка на полосовые усилители мощности (фото 2). Каждый двухканальный усилитель работает в отведенной полосе частот на свои громкоговорители, два мощных низкочастотных громкоговорителя работают от отдельных усилителей. Соединения между блоками выполнены оптическими или электрическими кабелями. При этом процессор позволяет выбирать частоты раздела полос и временные задержки в каналах усиления.

    Учитывая суммарную мощность усилителей аудиосистемы в экспонировавшихся автомобилях, а значит, и потребляемый ею ток, инсталляторы нередко используют отдельные аккумуляторные батареи, устанавливаемые под капотом или в багажнике. Разводка бортовой сети питания системы отличается высоким качеством соединений, начиная от золоченых клемм и кончая выбором толщины проводов большого сечения, аккуратно уложенных и стянутых усадочной трубкой. В цепи электропитания системы устанавливают несколько предохранителей, защищающих при аварии от короткого замыкания. Всему этому судьи, оценивавшие качество инсталляции, уделяли особое внимание.

фото 3

    Разнообразие акустического оформления различных групп излучателей дополнялось многими вариантами их размещения. В большинстве салонов излучатели "мидбаса" и "середины" размещены на панелях боковых дверей, реже средне- и высокочастотные излучатели встроены в "торпедо" по сторонам так, что излучение звука происходит на лобовое стекло и затем отражается. Последнее решение выгодно отличается от других. В двухместной кабине "Газели" (фото 3) ввиду большой глубины "торпедо" оказалось достаточно места для установки головок диаметром около 15 см - в результате первое место в профессиональной группе. После прослушивания в кабине фонограммы, стало понятно, что полученная таким образом "высокая" звуковая картина с отличным стереоэффектом пригодна и для большего салона микроавтобуса.

    Надо отметить еще один вариант установки малогабаритных "пищалок", примененный в системах нескольких призеров. Размещены они в специально отформованных полостях передних боковых стоек. Такая конструкция позволяет подбирать угол поворота головок, направляемых на лобовое стекло, если оно установлено круто, или в сторону пассажиров, если угол наклона стекла менее 50 град. Подобное размещение излучателей дает впечатляющий стереоэффект для пассажиров, сидящих как на передних, так и на задних креслах салона.

фото 4

    Пример оформления сабвуфера в автомобиле показан на фото салона Сadillac'а (фото 4). В другом случае, когда низкочастотные головки установлены в достаточно глубоких боковых дверях, багажный отсек, как правило, частично занят усилителями мощности, стабилизированным преобразователем напряжения питания (фото 1, 5).

    Если говорить об эстетической стороне оформления аудиоаппаратуры в салоне, то большинство участников соревнований решило его на "отлично". Профессиональные установщики, располагая широким выбором необходимых материалов и технологий, могут буквально вылепить форму акустических панелей, на которых размещают головки громкоговорителей, акустически безупречно обработать внутренний объем боковых дверей.

    А вот что касается применения сабвуфера в автомобиле, то здесь мнение специалистов не однозначно. В некоторых автомобилях работа излучателя НЧ ощущается больше через сиденье или пол, нежели через воздух. Более того, вибрации кузова осязаемы даже извне. Из электроакустики известно, что все колебания корпуса АС (и кузова) должны быть хорошо демпфированы. Иначе сам кузов становится излучателем, причем с заметной неравномерностью на резонансах своих частей. Впрочем, при объективных измерениях АЧХ судейской аппаратурой этот недостаток проявлялся и в неравномерности характеристики.

фото 5

    Впрочем, для лучшего решения этой проблемы пригодна конструкция отдельного (невстроенного) сабвуфера, устанавливаемого в задней части салона. В случае необходимости временно он может быть изъят (фото 6), вибрации же, передаваемые таким корпусом на кузов автомобиля, будут минимальны. О самой конструкции фазоинвертора здесь вряд ли уместно вспоминать. Стоит лишь заметить, что сложные фазоинверторы отличаются расширенной в область низших звуковых частот полосой и создают своеобразную окраску звучания.

    Для читателей нашего журнала наибольший интерес представляют, видимо, соревнования среди любителей. Однако номинация по мощности усилителей до 150 Вт на этот раз отсутствовала.

    В этой категории соревнований участвовали такие разные автомобили как "Peugeot-405", представленный участником из Финляндии (он занял первое место в своей группе), "Toyota Camry" - участник из Санкт-Петербурга, несколько моделей автомобилей ВАЗ, принадлежавших участникам из Подмосковья, Волгограда, Воронежа...

    Поиск нестандартных решений в размещении компонентов аппаратуры был продемонстрирован многими участниками. Среди необычных решений можно отметить верхнее, под потолком, расположение магнитолы или другого базового блока, размещение многодискового чейнджера в багажнике автомобиля, использование части багажного отсека в качестве внутреннего объема низкочастотного громкоговорителя - сабвуфера. Было и такое конструктивное решение: внешне никаких признаков "car audio", а на самом деле в машине полный набор компонентной аппаратуры, управляемой с одного съемного базового блока.

    Интересное нововведение - воспроизведение CD-ROM в автомобиле "Toyota Cresta" - представил М. Тутельян. Для воспроизведения такого диска, вмещающего до десятка часов звукозаписи, использованы блок привода CD-ROM, звуковая карта, процессор и некоторые другие узлы компьютера, установленные в отдельном корпусе в салоне. Питание такой системы производится от стабилизированного блока питания. Уменьшение передачи вибрации кузова на механизм привода достигнуто благодаря размещению его в средней части салона, а сам автомобиль отличается хорошей подвеской. Впечатление от прослушивания CD-ROM в автомобиле позволяет сделать вывод, что скоро подобные возможности предложат и соответствующие фирмы-изготовители аппаратуры "car audio". Впрочем, любители компьютерной техники тоже могут попробовать свои силы в этой области, используя компоненты устаревших компьютеров.

    Сравнивая звучание аудиоаппаратуры в салонах автомобилей, оборудованных любителями, понимаешь, что дело не только в ее стоимости. Важна "идеология" создания пространственной звуковой картины, а также соответствие музыкальных вкусов владельца и акустического оформления громкоговорителей.

фото 6

    Высокочастотные излучатели, отличающиеся направленностью излучения, требуют особого их размещения, чтобы соблюдался баланс прямого и отраженного звука для водителя и пассажиров. Однако в салонах некоторых экспонируемых автомобилей звуковая картинка попросту отсутствовала, а это уже не стереофония. К сожалению, о возможности многоканального звуковоспроизведения через аудиосистему в салоне (например с процессором Dolby Surround) никто из участников соревнований не заявил.

    Музыкальные вкусы участников соревнований, особенно любителей, часто определяли выбор конструктивного исполнения и оформления акустической системы. Так, любители эстрадных жанров из "тяжелой весовой категории" (металлик, рок и т.п.) оснастили салоны своих автомобилей низкочастотным громкоговорителем, другие обошлись обычными двухполосными комбинированными головками.

    Надо отметить, что наибольшая разница в баллах, полученных участниками (см. таблицы 1 и 2), наблюдается в группе любителей по всем категориям. Это объясняется отчасти тем, что к началу соревнований, первых в этом сезоне, некоторые их задумки оказались нереализованными, часть измерений они просто не успели провести, а субъективное прослушивание отнюдь не всегда совпадает с объективными измерениями. В приведенных таблицах результатов обнаруживается большой разброс полученных баллов и по всем составляющим зачетную сумму. Но в итоге мы даем оценку все-таки звуку...

    И, наконец, несколько слов о других участниках выставки. Среди них - известная торговая фирма "Русская игра" (стенд с аппаратурой Sony и JVC), японская компания Pioneer была представлена стендом с новыми компонентами "car audio". Из новых ее экспонатов можно выделить автомагнитолу "KEH-P9700R" с четырехканальным усилителем мощности (4x40 Вт). В нее встроен 13-полосный эквалайзер с анализатором спектра на базе цифрового сигнального процессора, который позволяет еще и регулировать временную задержку для каждого канала отдельно. Обеспечивается также автоматическая регулировка громкости в салоне в зависимости от уровня внешних шумов.

Таблица 1 (Профессионалы)
Место Автомобиль Инсталляция Звук АЧХ Сумма
Мощность до 150 Вт
1 Gazel 163 176 37 376
2 Ford Ka 105 162 31 298
Мощность 151 - 300 Вт
1 Mercedes 210 107 188 34 329
2 VAZ 21099 129 146 24 299
3 VAZ 21093 99 159 33 291
Мощность 301 - 600 Вт
1 Honda Prelude 153 168 32 353
2 Mercedes 124 152 142 34 328
3 Plimouth Laser 130 134 29 293
4 Mitsubishi 3000GT 113 93 32 238
Мощность более 600 Вт
1 Cadillac 108 150 37 295
2 Honda Passport 129 120 29 278


Таблица 2 (Любители)
Место Автомобиль Фамилия участника Инсталляция Звук АЧХ Сумма
Мощность до 300 Вт
1 ГАЗ 31029 Голованов Э. 104 167 29 300
2 ВАЗ 21102 Гончаков А. 108 154 25 287
3 Dodge Caravan Вахтин А. 115 137 33 285
4 ВАЗ 2108 Заев Р. 94 132 25 251
5 Nissan Almera Яцков А. 96 118 30 244
6 VW Passat Ромашов В. 53 146 31 230
7 ВАЗ 2104 Кузнецов В. 116 86 25 227
8 ВАЗ 2101 Опарин В. 79 114 29 222
9 ВАЗ 21013 Антипов С. 84 101 27 212
Мощность 301 - 600 Вт
1 Peugeot 405 Steffan Sjoblom 173 194 37 404
2 BMW-520 Карев В. 79 154 32 265
3 ВАЗ 21013 Чучков А. 99 137 27 263
4 Toyota Camry Афанасьев Б. 136 90 30 256
5 ВАЗ 2106 Коршунов Д. 88 130 33 251
5 Peugeot 406 Бородулин В. 111 120 20 251
5 Mitsubishi Space Runner Малюков Д. 105 118 28 251
6 Москвич 2141 Пятов В. 98 124 27 249
7 Hynday Яковлев В. 95 119 30 244
8 Toyota Cresta Тутельян М. 114 98 31 243
9 Daewoo Нахаев В. 75 79 29 183
Мощность более 600 Вт
1 Mercedes Excalibur Новиков А. 107 194 30 331
2 Shevrolet Suburban Воробьев М. 74 178 22 274
фото 7

    Подобными особенностями обладает и четырехканальный CD-ресивер "DEHP945R". А на передней панели MD-ресивера "MEH P5000R" можно наблюдать коррекцию эквалайзера в виде кривой как на измерителе АЧХ. Во многих моделях встроена система оповещения RDS для транспортных средств. Кстати, в Москве она используется лишь радиостанциями "Серебряный дождь" и "РОКС" (УКВ-2); есть сведения о введении ее на радиостанциях и других крупных городов России.

    Как видно по новым моделям на рынке, четырехканальная усилительная аппаратура прочно занимает место в высококачественных аудиосистемах. Все больше дисковых проигрывателей различных форматов становится неотъемлемой частью современного автомобиля.

    Несколько торговых фирм демонстрировало на выставке отдельные компоненты оборудования "car audio": оксидные конденсаторы сверхвысокой емкости от 0,22 до 2,2 фарады (фото 7), сильноточные кабели с большим сечением проводов, золоченые клеммы, усадочные трубки, герметики для монтажа и прочие аксессуары. Эти и другие подобные материалы можно приобрести в фирмах, занимающихся инсталляцией аудиоаппаратуры.

    






Ваш комментарий к статье
Формула звука на "Auto electronics show'99" :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>