Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал "Радио", номер 8, 1999г.
Автор: Р. Кунафин, А. Соколов, г. Москва

    На пятую по счету выставку для российских аудиофилов, прошедшую в Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ), прибыло из ряда городов России и Украины почти полсотни участников. Они привезли много интересных разработок, среди которых ламповые и транзисторные усилители на все вкусы, акустические системы для стереофонического звуковоспроизведения и для домашнего театра, оригинальное устройство -"диссипатор". Некоторые из экспонатов выполнены на основе изобретений участников выставки...

    Финансовый кризис, ударивший по импортерам зарубежной аппаратуры, видимо, придал новые силы отечественным производителям, которые стали активно осваивать образовавшуюся нишу. Россия, кажется, сегодня - единственная в мире страна, где стало возможным приобрести самый настоящий Hi-End по цене Hi-Fi. Это особенно впечатляет на фоне пятизначных цен домашней аудиоаппаратуры, показанной несколько ранее на международной выставке в московской гостинице "Софитель". Еще одно приятное для аудиофилов отличие очередной выставки - экспонаты российских фирм, показанные в МТУСИ, были "действующими": в двух залах прослушивания каждый час одну аппаратуру сменяла другая, на стендах все можно было "потрогать руками", а у конструкторов - получить исчерпывающую консультацию. Именно эта доброжелательная атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи запомнилась, пожалуй, более всего.

    Но самое главное - конечно же звук. И именно поэтому нынешний "Российский Hi-End" следует рассматривать как крупный успех. Постоянные участники выставок выступили явно лучше, чем в прошлые годы, да и дебютанты не оплошали. В этом году откровенно плохого звука, можно сказать, не было, хотя правил без исключений не бывает.

    Особенно хочется отметить разнообразие представленных конструкций, и это наиболее заметно по ламповым усилителям. Если верить аудиожурналам, схемотехника таких УМ давно определилась, и приоритеты уже давно известны. Однако участники выставки, кажется, задались целью опровергнуть это. Все усилители звучали по-разному, одни лучше, другие хуже, но ни одна структура не имела априорного преимущества над прочими. Как раз такое сравнение предложила фирма "Золотая середина" (г. Санкт-Петербург, конструктор А. Белканов), выставив два почти одинаковых усилителя, дабы наглядно продемонстрировать преимущества однотактного выходного каскада над двухтактным - но мнения слушателей разделились ровно пополам! Нам также показалось, что на некоторых записях явно лучше звучал первый, а на других - второй.

фото 1

    В заочный спор вступил и В. Костин (фирма "Валанкон", г. Москва), принципиальный приверженец двухтактных каскадов. Наряду с усовершенствованной основной 100-ваттной моделью усилителя в этом году он демонстрировал еще три, в том числе и мощный 200-ваттный УМЗЧ на полевых транзисторах, но...с трансформаторным выходом. Разработчик пояснил, что большинство транзисторных усилителей "чувствительно" к реакции громкоговорителя, а в такой структуре вторичная обмотка выходного трансформатора фактически замыкает на себя ток инфранизких частот, что и позволяет улучшить звучание. И прослушивание в зале это подтвердило.

    Серьезным контрдоводом оказались усилители "Лаборатории А. Клячина" (г. Москва), представившей двухтактные усилители близкой идеологии, в том числе с бестрансформаторным выходом на 6С33С (фото 1). И непосредственное сравнение ламповых УМ оказалось не в пользу "волшебных свойств" трансформаторного согласования с АС. Как и в "Валанконах", в них также введена неглубокая общая ООС. Кроме усилителей эта лаборатория экспонировала межблочные кабели (разработчик Г. Науменко), а также двухполосные АС на отечественных динамических головках. Эта фирма недавно отпочковалась от известной лаборатории "Natural" (г. Москва), которую ныне достойно представляет Ю. Грибанов, экспонировавший двухтактный УМ на EL34 в триодном включении с большим током покоя (А/АВ) и знакомые шестигранные громкоговорители с отечественными головками.

    И все же заметно, что особой любовью разработчиков пользуется класс А, что при чувствительных головках АС вполне оправдано, учитывая и без того низкую экономичность и невысокую выходную мощность большинства ламповых УМЗЧ. Двухтактный УМ "ВЭЛСТ" (ТОО "Агат Электроника", г. Москва, разработчик А. Ткаченко) на EL34 обеспечивает в чистом классе А 16 Вт столь же чистой выходной мощности, и при этом за весьма невысокую цену. Интересно, что межкаскадные связи выполнены индуктивными - на трансформаторах. Такое же похвальное стремление к "объективному" звучанию продемонстрировал и В. Проскурко (концерн "Инициал", г. Луганск) на двух моделях однотактных усилителей без общей ООС: шестиваттном - на 6Н13С и двадцативаттном - на ГМ70. В качестве нагрузки использовали самодельные лабиринтные громкоговорители "Fidelio" с головками "Lowther DX2", что практически и гарантировало успех.

фото 2

    Если читатели помнят, АС с широкополосными головками той же фирмы в прошлом году демонстрировал и И. Бабайцев ("Московский музей ламп", г. Москва), что обеспечило его комплекту отличные переходные характеристики. В этом году признанный мастер выступил без АС, но любовь к точной передаче атаки музыкального инструмента осталась. С этой целью в его обновленной и умощненной однотактной "Богемии", разросшейся до двух моноблоков, сугубое внимание уделено моточным узлам и блоку питания.

    Еще один постоянный участник этой выставки - Ю. Малышев (фирма George Ohm, г. Харьков) - показал двухтактный аппарат на EL34 в триодном включении и тоже в классе А. Для демонстрации автор выбрал новую АС известного конструктора С. Батя: его трехполосный громкоговоритель с головками "Peerless" имеет популярную ныне форму усеченной пирамиды и закрытый корпус (фото 2). Кстати, на выставке большой выбор головок этой фирмы представляла фирма "Аркада" из Санкт-Петербурга.

    Близкую, но оригинальную обтекаемую форму имеют громкоговорители братьев Арзумановых, но в этом году новая модель АС стала трехполосной. Постоянный компаньон авторов - ветеран российской ламповой звукотехники В. Стародубцев (КБ звукотехники "Три В", г. Таганрог), представивший целое "семейство" усилителей, среди которых выделялся УМ "Обертон" на SV572. Но главное по массовости направление - очень дешевые однотактные УМ с параллельным соединением выходных триодов, с высокой степенью унификации, что, возможно, позволит фирме удержать заявленную розничную цену низкой. В том же направлении движется и "Лаборатория Губина" (г. Москва) - широкий спектр самых разнообразных, но, прежде всего, дешевых усилителей, а также громкоговорителей с доработанными в лаборатории динамическими головками.

    Производство доступных по цене усилителей лежит и в основе деятельности ООО "Авант Электрик" (г. Санкт-Петербург, разработчик Д. Чуманов), экспонировавшего несложный УМ на 6П14П и более мощный на 6П3С. Любопытно, что от разработчика мы опять услышали о применении общей ООС, да еще в "максималистском" - ультралинейном варианте с охватом выходного трансформатора! Весьма дешевый двухтактный усилитель "Терция" на EL34 в пентодном включении предложен также компанией "Каденция" (г. Омск, конструктор А. Дмитриев), причем УМЗЧ можно приобрести и за полцены - в виде набора для самостоятельной сборки. К тому же эта фирма - видимо, пока единственная в России, выпускающая для усилителей пульты дистанционного управления.

фото 3

    Без особых изысков, даже слишком просто выглядит и "кубик" лаборатории "Два товарища" (А. Князев и А. Фадеев, г. Москва), выходные лампы 6П1П которого можно переводить по желанию в пентодное или триодное включение, получая соответственно 6 или 3 Вт выходной мощности. Усилитель отличается применением бестрансформаторного блока питания, при этом источник сигнала и нагрузка гальванически не связываются с сетью. Совместно с УМ экспонировалась и компактная двухполосная АС (корпусы из натурального дуба) на базе импортных динамических головок, чувствительностью всего 86 дБ/Вт/м, и после демонстрационного прослушивания комплект занял достойное место в рейтинге по соотношению качество/цена.

    Затронув тему дизайна, надо отметить, что именно внешний вид российских изделий наглядно демонстрировал прогресс в этом отношении. Оформление без дизайнерской проработки, видимо, безвозвратно отходит в прошлое. Все чаще встречаются оригинальные конструкции, выполненные очень тщательно, с выдумкой и вкусом. Очередной усилитель "МАГ" в очень красивом корпусе предложил вниманию посетителей ветеран выставок Ю. Макаров. А фирма "Jericho Sound Labs" (г. Москва, конструктор А. Юрьев) выставила, помимо уже известного 100-ваттного усилителя "Storm", новый УМ "Rex" на ГУ72 в двухтактно-параллельной схеме выходного каскада (называемого также "циклотрон"), отдающий в нагрузку 150 Вт в триодном режиме и 200 Вт - в пентодном, и, надо сказать, дизайн этих УМ производит глубокое впечатление (фото 3), равно как и цена. Обычно ламповые усилители демонстрируют завидную устойчивость к короткому замыканию в нагрузке, а демонстрация работы "Storm"а в зале началась именно с этого непредвиденного пассажа - штиль в АС был почти полный. Зато потом, после удаления перемычек, которые были установлены ранее на клеммах верхних секций трехэтажной АС (фото 4), он показал всю свою мощь...

    На фоне обильной позолоты работа С. Рубцова ("Новосибирская Электротехническая Мануфактура", г. Новосибирск) выглядит весьма скромно, однако простота обманчива: дизайн блоков, с красивой панелью из лабрадорита, выверен и отточен, а главное - не меньшее внимание уделено качеству исполнения. Помимо УМЗЧ, фирма предложила лампово-транзисторный буфер для ПКД, заметно улучшающий звучание и без того изысканной пары "Meridian 208.20" и "Orelle SA-100".

    Необычный блок обработки сигналов предложила лаборатория "Интекс" (г. Москва, автор изобретения и конструктор А. Квитка). Это устройство, названное "диссипатором", включают в тракт между УМЗЧ и электродинамическими громкоговорителями. Оно призвано улучшить их совместную работу и обеспечить взаимное согласование. В частности, устраняются инерционные нелинейные искажения термодинамических колебаний сопротивления нагрузки и исключается передача реакции громкоговорителя обратно в усилитель, нагрузка усилителя становится практически активной, но, увы, частью выходной мощности приходится пожертвовать. В журнале "Салон AV" диссипатор назван сенсацией выставки. Посетители также высоко оценили достигаемый эффект, и к концу выставки все экспонируемые образцы (их несколько моделей) были распроданы.

фото 4

    Интересно, что схожий эффект, но без потери мощности, обеспечивают усилители мощности с высоким выходным сопротивлением, о которых журнал "Радио" уже упоминал ранее. Такие УМЗЧ были представлены Научно-производственным центром "Колвир" (г. Таганрог, конструктор Г. Коваленко). Благодаря способности такого усилителя снижать нелинейные искажения громкоговорителя при полной нечувствительности к температурным и иным вариациям сопротивления нагрузки, выходная мощность 400 Вт является не "паспортной"паспортной", а подлинной, обеспечивая номинальные искажения с реальной АС.

    Этот транзисторный УМ был базовым для обширной экспозиции, включавшей ПКД, ЭПУ, несколько АС, вплоть до пары трехметровых инсталляционных "колонн" по 1200 Вт каждая, и "домашнего театра". Вся аппаратура была соединена высококачественными акустическими, межблочными, цифровыми, фоно- и видеокабелями собственного производства. Редко кто отказывался от приглашения симпатичных девушек посетить в большом зале "домашний театр" с активными громкоговорителями производства этой фирмы, однако при установленной там громкости звука усидеть перед экраном было трудно...

    Компания B.A.R.S. (г. Москва, разработчик А. Сырицо) экспонировала две модели профессиональных транзисторных УМЗЧ очень грамотной и тщательно выполненной конструкции с номинальной выходной мощностью 2x200 ("PS-400") и 2x600 Вт ("PS-1200"). В них использована оригинальная схемотехника усилителей (более мощный - в адаптивном классе Н), малая глубина общей ООС, спектр сигнала при перегрузке близок к "ламповому". Устройство защищено от различных перегрузок и устойчиво при работе на любом сопротивлении нагрузки (в режимах "Моно", "Стерео", "Мост"). В аппаратуре применена импортная элементная база из комбинации мощных биполярных и полевых транзисторов. Безотказность работы усилителей в самых тяжелых условиях эксплуатации - при температуре окружающей среды до 55 о С! - подтверждена использованием их в концертной деятельности ряда музыкальных ансамблей. Демонстрационное прослушивание в большом и малом залах (фото 4) подтвердило, что с соответствующей АС им по силам и классическая, и эстрадная музыка.

    Из фирм-производителей акустических систем прежде всего нужно отметить ПК "Монтажник" (г. Подольск, конструктор А. Шаронов), продукция которого (фото 5) отличается высоким качеством звучания (при исключительно хорошем отношении качество/цена) и фирму "Эррол Лаб" (г. Москва, разработчики А. Гайдаров и А. Виноградов). В деятельности фирм много общего: год от года их продукция все лучше и все дешевле, несмотря на импортные комплектующие, а предлагаемый ассортимент постоянно расширяется - 14 и 13 моделей соответственно! Отметим, что АС этих фирм пользовались успехом при демонстрационных прослушиваниях многих усилителей. Даже дебютант выставки, фирма Aleks (г. Москва), заявила о себе, выставив сразу пять моделей громкоговорителей с отечественными головками.

фото 5

    Аппаратура для воспроизведения грамзаписи на этот раз была представлена слабо, что очевидным образом связано с отсутствием хороших ЭПУ: новый предусилитель-корректор И. Бабайцева "промолчал" всю выставку. Лишь неутомимый "Колвир" периодически запускал свою "вертушку" с тангенциальным тонармом в паре со своим "фирменным" корректором.

    Отметим некоторые общие тенденции. Транзисторные усилители звучали не хуже ламповых, а в ряде случаев, при непосредственном сравнении, даже лучше: им также были присущи и "драйв", и "мягкость". Зарубежные динамические головки в разнообразных конструкциях не показали ожидаемого явного преимущества в сравнении с отечественными. Любопытным оказался и тот факт, что свыше половины лучших усилителей выставки изготовлены на российских комплектующих.

    Вопросы метрологии и использования современных технологий в производстве на выставке неоднократно звучали в беседах посетителей с разработчиками. Так, компания B.A.R.S. уже достаточно длительное время проводит измерения нелинейности усилителей на шумовом сигнале, собственные методы измерения и у НПЦ "Колвир", фирма "Валанкон" использует компьютерные средства для статистической обработки контроля параметров ламп и моделирования усилителей. Более того, фирма ARSound (г. Таганрог), использующая при разработке своих громкоговорителей компьютерные программы моделирования и измерений, демонстрировала как экспонат свой компьютерный комплекс, и цена его была вполне доступной...

    Несомненно, что определяющим в развитии Hi-End является общая и особенно музыкальная культура разработчика, а в этом отношении дела в России обстоят, пожалуй, лучше, чем где бы то ни было. Хотя и резервов для роста еще достаточно. Вспомним также, что выставка в "Софителе" показала: выходцы из России и СНГ, как, например, "русские американцы" В. Шушурин и В. Хоменко, находятся на передовых позициях. Теперь и экспозиция российских фирм подтвердила огромный отечественный потенциал. К сожалению, в выставке не смогли принять участие такие известные своими разработками конструкторы, как А. Девиченский (Past Audio, г. Санкт-Петербург), Е. Алешин (ESA Technology, г. Хабаровск).

    И наконец, надо упомянуть еще несколько фирм, изготавливающие или продающие необходимые аксессуары и радиодетали: "5-й элемент", "Золотая середина". Эти фирмы, а также участвующее в каждой выставке ОАО "Рефлектор" (г. Саратов) предлагали широкий выбор ламп. Среди саратовских ламп появились и новинки - аналоги известных звуковых ламп, и к окончанию выставки их запасы у представителя фирмы были раскуплены. Увы, другой крупный производитель электронных ламп - Svetlana в С.-Петербурге - так и не собрался поработать с аудиофилами на выставке. Посетители выставки могли проконсультироваться у представителей фирм-экспонентов о принципах выбора и применения в аппаратуре Hi-End высококачественных комплектующих изделий, а при желании - и приобрести необходимые...

    Авторы и редакция журнала "Радио" считают своим долгом выразить признательность Акустическому центру МТУСИ и его руководителю Дмитрию Свободе за образцовую организацию и проведение выставки, ради которой Центр даже поступился собственной экспозицией: подготовленные к выставке экспонаты Центра были проданы до их демонстрации - зато все посетители получили бесплатные буклеты и красивые памятные значки! Кроме того, на полученные средства сооружен памятник на могиле известного нашим читателям специалиста в области электроакустики В. И. Шорова.







Ваш комментарий к статье
Российский HI-END-99 :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>