Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 7 номер 2000 год. ВИДЕОТЕХНИКА

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТЕРЕОФОНИЧЕСКИХ ВИДЕОМАГНИТОФОНОВ

Ю. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, г. Таганрог Ростовской обл. 

 Как происходит запись стереофонического звука в видеомагнитофонах? Какие проблемы возникают при их длительной работе? Как улучшить качество записи? Обо всем этом рассказывает автор публикуемой ниже статьи.

В статье, посвященной стереофоническим видеомагнитофонам [1], были рассмотрены некоторые способы регулировки изношенных аппаратов, позволяющие восстановить нормальную работу их стереотрактов. Однако с тех пор. в результате разразившегося летом 1998 г. экономического кризиса, актуальность проблемы существенно возросла. Цены (в рублях) на импортную технику, выросшие в три раза и более, лишили надежды многих потенциальных покупателей на приобретение стереофонических видеомагнитофонов, а также тех их владельцев, которые хотели бы если не купить новые аппараты, то хотя бы заменить изношенные. Цены возросли и на комплектующие, особенно на верхние цилиндры (ВЦ) БВГ. Например, стоимость ВЦ VXP1742, VXP1744 для видеомагнитофонов PANASONIC-NV-HD650AM. PANASONIC-NV-HD650EE достигла почти полутора тысяч рублей. А это далеко не каждому по карману.


Увеличить

Хотя ВЦ VEH0714. VEH0668 для сравнительно дешевых Hi-Fi-видеоплейеров PANASONIC-NV-SR70, PANASONIC-NV-НР10 стоят дешевле, но и они тоже довольно дороги (более 700 рублей). Вот почему возможность продления жизни видеомагнитофонов представляет интерес для многих. Причем выполнение некоторых необходимых при этом операций вполне по силам радиолюбителям средней квалификации.

Несмотря на то, что принципы магнитной записи видеосигналов рассмотрены во многих книгах и журнальных статьях, все же, думается, целесообразно остановиться на некоторых аспектах видеозаписи вращающимися головками в аппаратуре VHS/S-VHS. Заметим, что качественные показатели видеомагнитофонов в значительной мере зависят от характеристик применяемых магнитных головок [2]. Фирмы-производители видеотехники VHS/S-VHS выпускают большое число разных видеоголовок (ВГ) и ВЦ.

Каковы же особенности совместной записи сигналов изображения и звука на магнитную ленту? Запись их происходит практически на совпадающие пространственно участки ленты (строки записи). По времени первыми записываются ЧМ сигналы звука, а затем, поверх них. — ЧМ сигналы яркости и низкочастотные сигналы цветности, причем яркостный сигнал стирает в поверхностном слое звуковой. На рис. 1 схематично показано, как промагничиваются однослойные магнитные ленты, чаще всего применяемые в видеокассетах VHS (в аппаратуре фирмы JVC видеоголовки отстают от звуковых ЗГ на угол α=42°).

Длину волны записи, от значения которой зависит глубина проникновения магнитного потока в толщу ленты, можно определить по соотношению λ=V/f. где V — скорость движения головок относительно ленты, м/с; f — частота записываемого сигнала. МГц; λ — длина волны записи, мкм. Звуковые сигналы Hi-Fi в формате VHS записываются способом ЧМ модуляции на разных частотах для правого и левого каналов, а скорость головка/лента определяется стандартом записываемого телевизионного сигнала. Поэтому и длина волны записи зависит от всех этих факторов. Ее значения указаны в таблице.

Наибольшую длину волны записи и, следовательно, глубину промагничивания имеет сигнал левого канала стандарта М (NTSC). наименьшую — сигнал правого канала всех остальных стандартов. Заметна и межканальная разница длин волн для систем PAL/SECAM: λлев в 1.28 раза больше, чем λправ Неудивительно, что часто треск при воспроизведении сначала проявляется в правом канале. Поэтому фирмы-разработчики принимают меры по выравниванию уровней сигналов в обоих каналах. Например, фирма PANASONIC устанавливает в плечи выходного сумматора тракта записи резисторы с разным сопротивлением, например, 2.7 кОм для правого и 10 кОм для левого каналов в модели PANASONIC—NV-F55.


Увеличить

Естественно, эффективность записи зависит не только от длины волны, но и от других факторов: ширины зазора ЗГ (обычно около 1 мкм). типа ее магнитопровода, свойств магнитной ленты, особенностей схемотехники тракта и. наконец, от значения тока записи, который обычно выбирают равным или большим тока насыщения для референсной (образцовой) магнитной ленты. К сожалению, почти все фирмы-разработчики не устанавливают регуляторов тока записи в тракте Hi-Fi звука. Изменить его удается только подбором элементов, но сделать это на радиолюбительском уровне очень трудно.

Основным негативным фактором для тракта Hi-Fi звука можно назвать эффект стирания в поверхностном слое звуковой информации высокочастотным яркостным ЧМ сигналом канала изображения. При незначительной наработке видеоголовок толщина стираемого слоя сравнительно невелика и падение уровня сигнала во время воспроизведения достигает 8... 12 дБ. что считается нормальным. Совсем другая картина наблюдается по мере износа видеоголовок. Дело в том. что при уменьшении глубины их зазора (из-за абразивного воздействия магнитной ленты) возрастает напряженность создаваемого головкой магнитного поля и, следовательно, намагниченность ленты. Толщина стираемого поверхностного слоя записи Hi-Fi звука увеличивается, и при некоторой наработке даже собственные записи начинают "трещать", а затем тракт Hi-Fi полностью выключается (переход в режим "Моно" происходит автоматически). Если не удается убрать "треск" юстировкой направляющих стоек, как это было описано в первой статье, в общем случае требуется замена ВЦ БВГ. Но существует способ значительного продления срока службы и изношенного ВЦ.

Как ни странно это звучит, износ звуковых головок весьма слабо влияет на уровень намагниченности звуковой сигналограммы. Даже в случае, если наконечник головки стерся так, что не выступает за пределы ВЦ. запись получается довольно высокого качества. Все дело в большой длине волны записываемых сигналов, обеспечивающей глубокое проникновение магнитного поля в толщу ленты. Поэтому для восстановления работоспособности видеомагнитофона достаточно заменить только видеоголовки.


Увеличить

Однако, если наработка головок достигает только 5000...6000 ч. допустимо уменьшить ток записи сигнала яркости, что позволит "омолодить" аппарат без замены головок. На рис. 2 представлены экспериментально снятые зависимости уровней напряжения воспроизведения (размаха) ЧМ сигналов яркости и Hi-Fi звука на выходах предварительных усилителей от тока записи (размаха) сигналов яркости. Измерения проведены для видеомагнитофона PANASONIC—AG-5260E с наработкой 4000 ч (в аппарате имеется счетчик времени наработки).

Как показано на рисунке, треск в Hi-Fi каналах появляется при увеличении тока на 2 мА относительно заводской установки, а при превышении его на 2.5 дБ происходит выключение стереотракта. При уменьшении тока до оптимальной точки (h=9 мА) уровень воспроизведения ЧМ сигнала яркости практически не отличается от уровня, соответствующего заводской установке, а уровень воспроизводимых звуковых сигналов увеличивается на 5...6 дБ, что практически исключает появление треска. Следовательно, уменьшая ток записи сигналов яркости, можно значительно улучшить качество записи сигналов Hi-Fi звука и тем самым продлить срок службы видеоголовок и видеомагнитофона без замены дорогостоящего ВЦ.

А как негативные последствия при использовании изношенных видеоголовок сказываются на качестве изображения? Прежде всего следует отметить повышенную вероятность "захвата" частиц пыли или магнитного слоя ленты видеоголовками, что сопровождается появлением шума на изображении или его полным исчезновением на время от долей до десятков секунд. Это явление характерно при наработке видеоголовок более 6000...8000 ч в нормальных условиях. Однако при использовании новых высококачественных лент "захваты" случаются весьма редко.

Для выяснения степени влияния значения тока записи сигнала яркости на качество изображения одновременно с измерением уровней проводилось визуальное сравнение воспроизводимой "картинки" в точках А—О (рис. 2), получаемой при записи видеокамерой неподвижной цветной заставки. В интервале значений тока от 8 до 19 мА качество изображения было практически неизменным. При токе 7 мА и менее существенно росли яркостные шумы. При значении 5 мА качество изображения стало неприемлемым. Поскольку при уменьшении тока растет намагниченность ленты низкочастотным сигналом цветности, в канале изображения возможно появление перекрестных искажений, что проявляется в виде мелкоструктурных сеток на участках экрана с большой цветовой насыщенностью. Избежать этого можно, уменьшив (на 20...30 % от номинала) ток записи сигнала цветности. По наблюдениям автора, изменять ток сигнала цветности обычно не требуется, если ток яркостного сигнала соответствует началу пологого участка характеристики (точка Е на рис. 2).

Для измерения тока записи сигнала яркости лучше всего подходит испытательный сигнал "белое поле". Он изображен на рис. 3,а. Поскольку строчные импульсы гашения и синхронизации, а также уравнивающие импульсы слишком малы по времени, то на рисунке они не показаны. При внешней синхронизации осциллографа импульсами переключения видеоголовок (рис. 3,б) форма сигнала, подаваемого на них при записи, выглядит в виде высокочастотного (ЧМ) сигнала с неглубокой амплитудно-импульсной модуляцией (рис. 3,в). Наличие такой модуляции, вызванное в основном индуктивным характером сопротивления видеоголовок и вращающихся трансформаторов (ВТ), позволяет наглядно убедиться в стирающем действии сигнала яркости на уровень намагниченности дорожек Hi-Fi звука.

На рис. 3,г показана форма воспроизводимого ЧМ сигнала звука на выходе предварительного усилителя. Образовавшиеся "врезки" длительностью 1.6 мс как раз и вызваны воздействием участков сигнала яркости, соответствующих импульсам гашения по кадрам, имеющим больший уровень на частоте 4.2 МГц. чем сигнал на частоте 4.8 МГц. Следовательно, пики сигнала яркости (рис. З.в) "зеркально" отражаются на сигнале звука. Временной сдвиг 6,67 мс (рис. З.г и д) объясняется угловым разносом на 60" видео- и звуковых головок на ВЦ. На сигналограмме ленты "пики" и "врезки" пространственно совпадают.


Показать в полный размер

Рассмотрим способы измерения и регулировки тока записи сигнала яркости в конкретных видеомагнитофонах. Во многих моделях фирмы MATSUSHITA для этого предусмотрены специальные контрольные точки в предварительных усилителях. Следует отметить, что в большинстве моделей VHS фирмы значения тока записи (установленные на заводе) совпадают несмотря на разные типы применяемых ВЦ. На рис. 4 изображена упрощенная принципиальная схема предварительного усилителя видеомагнитофона PANASONIC—NV-HD100ЕЕ/АМ на микросхеме AN3336SB фирмы MATSUSHITA. В режим записи предусилитель переключается при подаче напряжения + 12 В на вывод 18 микросхемы IC501, при этом на выводах 23. 24,36 напряжение равно нулю.

ЧМ сигнал яркости формируется микросхемой AN3552FBS в микросборке IC301 (VEFH29D) канала изображения. С ее вывода 42 он поступает на регулятор уровня записи на главной плате аппарата (имеется маркировка "REC Y"). Доступ к нему будет свободен, если снять верхнюю крышку. Через каскад предыскажений на главной плате ЧМ сигнал яркости проходит на вывод 25 микросхемы IC501 и далее на усилитель записи. Для каждой пары видеоголовок (SP, LP) включается отдельный усилитель. Окончательно сформированный ЧМ сигнал яркости приходит на средние точки БВГ: для режима SP — с вывода 17 микросхемы на контакт 2 разъема Р502 предусилителя; для режима LP — с вывода 15 на контакт 5 этого же разъема.

Выбор нужного режима (SP. LP) обеспечивается замыканием с общим проводом по ВЧ нужной обмотки ВТ: для режима SP — через контакты 1 и 3 разъема Р502, конденсаторы С519, С520, выводы 4 и 6 микросхемы IC501; для режима LP — через контакты 4 и 6 разъема, конденсаторы С515, С516, выводы 11 и 13 микросхемы. В разрыв одной из обмоток ВТ режима SP включен низкоомный измерительный резистор R517. Измеряя напряжение на нем, можно судить о значении тока записи в видеоголовках: ток (в миллиамперах) примерно равен отношению падения напряжения (в милливольтах) на резисторе R517 к его сопротивлению (10 Ом). Измерять ток можно только в режиме SP, об этом необходимо помнить при регулировке.

Перед проведением работ по оптимизации тока записи нужно, прежде всего, измерить и записать его заводское значение, чтобы при необходимости можно было его восстановить, например, при замене ВЦ на новый. Пользоваться для измерений желательно поверенными приборами с небольшой погрешностью, например, осциллографами С1-65А и др. с Rвх, более 1 МОм и Свх менее 50 пФ. Коаксиальный кабель длиной не более 50 см подключают к контрольным точкам ТР507, ТР508 (общий) предуси-лителя видеомагнитофона и к входу Y осциллографа. На его вход X подают сигнал переключения видеоголовок, например, с контакта 3 разъема Р501 предуси-лителя.

Включив режим внешней синхронизации, записывают на видеомагнитофон сигнал "белое поле" и измеряют размах ЧМ сигнала яркости в интервале гашения по кадрам (рис. 3,в). Для снятия зависимостей уровня намагниченности ленты от тока яркостного сигнала (см. рис. 2) достаточно изменять его в пределах ±6 дБ от исходного значения. При некотором навыке можно обойтись без переключения режимов запись/воспроизведение для каждой точки, пользуясь счетчиком видеомагнитофона или секундомером. Уровни воспроизводимых ЧМ сигналов яркости и Hi-Fi звука удобнее измерять двухканальным (или двухлучевым) осциллографом, например, С1-83 и т. п.. в режиме внешней синхронизации тем же сигналом переключения видеоголовок (рис. 3,6). Но можно и одноканальным осциллографом. В этом случае поочередно измеряют уровни на выходах предусилителей изображения и звука. Вход Y осциллографа подключают к необходимым контрольным точкам ("ENV, "A.ENV" и т. п.). В нашем случае яркостный сигнал можно снять с контакта 8 разъема Р501. Hi-Fi звука — с контакта 17 этого же разъема предусилителя.

Построив снятые зависимости, находят оптимальное значение тока яркостного сигнала и устанавливают его, ориентируясь на точки D, Е. F рис. 2. Напомним еще раз о том, что не следует увлекаться чрезмерным уменьшением тока, поскольку может нарушиться баланс намагниченности ленты сигналами яркости и цветности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Петропавловский Ю. Видеотехника и звук. Стереозапись звука вращающимися головками видеомагнитофонов. — Радио, 1998, ╧ 6. с. 10 — 13.
2. Шишигин И. В., Шульман М. Г., Колесниченко О. В., Золотарев С. А. Как выбрать видеокамеру. — С.-Пб.: Лань, 1996. с. 71 — 85.

(Окончание следует)

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 7 номер 2000 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 7 номер 2000 год. ВИДЕОТЕХНИКА :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>