Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 9 номер 2000 год. ЗВУКОТЕХНИКА

ЭКВАЛАЙЗЕРЫ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ

В. Брылов

, г. Москва

Окончание. Начало см. в "Радио", 2000, ╧8

Есть еще один класс эквалайзеров — электронные, позволяющие устанавливать одну из нескольких заранее сформированных АЧХ. Формы таких характеристик для прослушивания звуковых программ различного характера и музыкальных жанров уже сложились. Фирма Sony, например, в своих изделиях использует такие фиксированные установки АЧХ:

CLASSIC — линейная АЧХ;
JAZZ — линейная АЧХ в области ниже 4000 Гц с плавным подъемом высоких частот;
POP — отличается от JAZZ дополнительным подъемом средних частот в полосе 500... 1000 Гц;
ROCK — подъем частот ниже 200 Гц и выше 4 кГц.

Фирма Philips ориентируется на несколько иной набор:

CLASSIC — линейная, но не горизонтальная АЧХ, ослабляющая низкие и поднимающая высокие частоты;
JAZZ — подъем низких и высоких частот;
POP — подъем частот в полосе 100...200 Гц и выше 5 кГц;
VOCAL — ослабление частот ниже 500 и выше 5 кГц;
ROCK — подъем частот ниже 200 Гц.

Практика показывает, что большинство владельцев аудиоаппаратуры выбирают именно такие установки регуляторов тембра и графических эквалайзеров. Для реализации такого набора фиксированных установок АЧХ выпущен ряд специализированных микросхем. В частности, это М62412Р фирмы Mitsubishi и BA3842F SMD фирмы ROHM. Переключение вариантов АЧХ производится в них подачей на входы микросхемы напряжения разного уровня. В каждом из стереоканалов М62412Р формы АЧХ могут регулироваться раздельно. В микросхеме BA3842F SMD (на рис. 4 показана схема ее включения) имеется блок подъема низких частот. Они выделяются специальным фильтром и после дополнительного усиления добавляются в обрабатываемый сигнал. Возможны три ступени такой регулировки. Резисторы R9, R10 подлежат подбору с целью получения указанных на схеме напряжений.

Выпускаются и более сложные микросхемы, позволяющие выбирать до 15 фиксированных установок АЧХ, как в музыкальном центре Sony МНС RX110AV. Другие типы таких устройств предоставляют возможность самому слушателю формировать три — пять пользовательских установок АЧХ наравне с фиксированными, выбранными при проектировании микросхемы. Но все такие приборы управляются специальным микроконтроллером. Примером может служить микросхема ТЕА6360 фирмы Philips. Количество внешних компонентов для нее минимально, переменные резисторы отсутствуют. Строго говоря, эквалайзер с такой микросхемой можно назвать графическим лишь в том случае, если при его регулировке на табло выводится форма АЧХ. Соответствующее программное обеспечение микроконтроллера и новые эргономичные индикаторы такие возможности предоставляют. В связи с тем, что схема включения микросхемы ТЕА6360 в некоторых изданиях приведена с ошибками, на рис. 5 показан ее правильный вариант.

Рассмотрим другие технические характеристики эквалайзеров.

Полоса пропускания в них. как правило, равна 20...20 000 Гц. Этот параметр для аудиоаппаратуры обычно указывают одновременно с величиной неравномерности коэффициента передачи в данной полосе, но применительно к эквалайзеру подобная характеристика представляется излишней. Уровень входного сигнала равен 0,2...0,5 В и редко превышает стандартный 0,8 В. Коэффициент нелинейных искажений — менее 0,1 %.

Коэффициент передачи при среднем положении регуляторов близок к единице. Пределы его регулировки составляют обычно ±11 дБ. хотя в литературе встречаются описания конструкций эквалайзеров с пределами регулировки ±15...24 дБ (в одной из них было указано на возможность расширения этого диапазона до ±40 дБ). При любом изменении усиления в какой-либо полосе частот эквалайзер по-новому перераспределяет энергию входного сигнала, усиливая или ослабляя интенсивность составляющих его гармоник с частотами в пределах регулируемой полосы. Это означает, что на его выходе возникает сигнал с гармоническим составом, отличающимся от входного. Любое отклонение регуляторов от среднего положения приводит к появлению фазовых искажений, заметность которых возрастает с глубиной коррекции коэффициента передачи и увеличением частотного диапазона регулирования. Появление подобных искажений в сигнале, прошедшем эквалайзер, — плата за возможность более глубокой регулировки АЧХ.

Распространено мнение, что при изменении усиления в полосах не больше чем на ±4...6 дБ возникающие искажения вполне допустимы и практически незаметны даже для человека с музыкальным слухом. Значительные изменения в одной-двух полосах 10 — 12-полосного эквалайзера также позволительны. Но более широкое использование его возможностей вызывает появление заметных шорохов, звонов, отрывистых призвуков.

В переносной и невысокого качества стационарной аппаратуре сейчас наиболее часто встречаются пассивные двухполосные регуляторы тембра с фиксированными точками перегиба АЧХ. описанные в [1], либо трех- и четырехполосные ГЭ. Возможности этих приборов близки, но эквалайзеры оказываются предпочтительнее в силу большей наглядности формы АЧХ. Невысокие характеристики аппаратуры этого класса позволяют без особого ущерба качеству воспроизведения звука использовать весь диапазон регулировки уровня передачи в полосах.

В аппаратуре высокого класса применяют эквалайзеры с пятью и более полосами регулировки. С учетом сказанного рабочий диапазон регулирования не должен превышать ±4...6 дБ. Непременным дополнением такого эквалайзера является анализатор спектра выходного сигнала. Целесообразность применения эквалайзера о системах высшего класса (Hi-End) во многих источниках подвергается сомнению.

Остановимся на методах установки АЧХ. которые практически не освещены в литературе.хотя и относительно сложны.

Эквалайзер должен исправлять недочеты двух видов: постоянно действующие (пониженный уровень громкости, дефекты АЧХ аппаратуры, акустических систем и помещения), а также оперативно возникающие — корректировка некачественных фонограмм, подбор желаемой окраски звука. Способы их исправления различны.

Корректировка погрешности АЧХ требуется редко — при установке аудиосистемы в помещении, после ее ремонта, изменения интерьера в помещении. Рекомендуется начать ее с уточнения места установки акустической системы с тем, чтобы, не нарушая размеров зоны проявления стереоэффекта, максимально уменьшить интенсивность стоячих волн в помещении, проявляющуюся в неравномерности звукового поля на низких частотах. Для этого следует попробовать переместить громкоговорители в другое место или развернуть их по отношению к слушателю. Небольшие изменения расстановки мебели, перемещение зеркал, картин, фотографий могут внести существенные изменения в распределение звукового поля. Регуляторы эквалайзера на этой стадии находятся в среднем положении.

Звуковое поле (особенно это относится к самым низким частотам) должно быть диффузным —s его интенсивность во всех точках помещения должна быть одинаковой или равномерно спадать по мере удаления от излучателей звука. На практике можно лишь приблизиться к этому идеалу в пределах зоны, в которой наблюдается стереоэффект и размещаются слушатели. Возможно, для от ого придется применить дополнительные звукоизлучатели.

Затем на частотах, где равномерность звукового поля не достигнута, ее исправляют регулировкой эквалайзера.

Для выполнения этой коррекции необходима измерительная аппаратура: генератор шума, микрофон с известной АЧХ по звуковому давлению, анализатор спектра. Эквалайзеры высокого класса, выпускаемые ведущими зарубежными фирмами, комплектуются такой аппаратурой для их настройки. Если нет указанного набора аппаратуры, ее заменят звуковой генератор и микрофон с милливольтметром. Наконец, можно использовать кассету с измерительной магнитной лентой, а местонахождение точек максимумов (минимумов) звукового давления определять на слух.

Полученное положение регуляторов эквалайзера (их движки должны располагаться в виде плавной кривой) следует рассматривать в качестве нулевого для данной аудиосистемы в данном помещении. Неплохо, если оно будет как-либо отмечено на панели регулировок. Это позволит легко возвращаться к нему после любых изменений АЧХ. Оперативная регулировка должна производиться лишь на время, для получения какого-либо особенного звучания определенного музыкального произведения, и по его окончании — возвращаться к исходному положению регуляторов.

В связи с этим лучшим решением проблемы регулировки тембра звука представляется положение, когда в аудиосистеме имеются два эквалайзера: один — для совершенствования акустических свойств аппаратуры и помещения, а второй — для оперативной корректировки тембральной окраски прослушиваемых музыкальных произведений. В качестве первого рационально установить 10 — 12-полосный октавный ГЭ или пятиполосный ПЭ. Большое коли-чесгво органов регулировки у них является благом, поскольку позволяет осуществить точную настройку АЧХ. В качестве второго лучше подобрать более простое устройство: электронный с фиксированными установками или пятиполосный ГЭ.

Более изящным способом решения этой задачи будет применение электронного эквалайзера, формирующего разнообразные пользовательские установки АЧХ. Каждая из них должна рсализовывать корректировку акустических свойств аппаратуры и помещения, а также накладывать на эту корректировку один из названных ранее звуковых эффектов.

Принято считать, что регулировку ГЭ в большинстве случаев производят вслепую, случайным перебором установок регуляторов, и наилучшее их положение обычно не достигается. Это в еще большей степени относится к ПЭ Облегчить эту работу, сделать ее осознанной можно только с помощью встроенного анализатора спектра — устройства для измерения и отображения уровней сигналов в нескольких частотных полосах. Включенный в аудиотракт, он позволяет контролировать распределение энергии входного сигнала по частоте и объективно управлять этим процессом с целью достижения оптимального звучания.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 9 номер 2000 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 9 номер 2000 год. ЗВУКОТЕХНИКА :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>