Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 9 номер 2003 год.

"РАДИО" ≈ НАЧИНАЮЩИМ

Детская экспериментальная лаборатория радиоэлектроники

А. ДРОНОВ, г. Москва 

Лаборатория радиоэлектроники первоначально создавалась в 1985 г. как радиокружок при клуба 'Юность" РЭУ-18 Сокольнического р-на. В первые годы работы кружка учащиеся близлежащих школ осваивали азы радиоэлектроники, а на практических занятиях изготавливали стандартный набор конструкций для групп начального радиоконструирования. Это были всевозможные устройства на базе мультивибратора — имитаторы звуков, генераторы, "мигалки", а также простые приемники прямого усиления.

По мере развития коллектива усложнялись и практические работы и творческие задачи, решаемые в кружке. Спустя три года в кружке были организованы группы 2-го и 3-го годов обучения и группа "Творческий коллектив". В эту группу входили старшеклассники, закончившие трехлетнее обучение, и студенты начальных курсов техникумов и ВУЗов, которым ив хватало практических занятий в их учебных заведениях. Ученики згой группы занимались по индивидуальным планам.

К тому времени компьютеризация промышленности и образования начала приносить свои плоды. Многие ученики стали интересоваться компьютерными технологиями. К 90-му году силами старших воспитанников группы "Творческий коллектив" в кружке создается класс ЭВМ на базе шести восстановленных машин ДВК-ЗМ. С этого времени радиокружок стали считать лабораторией радиоэлектроники со своим вычислительным центром.

Юные радиоконструкторы осваивали на занятиях в классе ЭВМ программы, позволяющие проектировать и разрабатывать принципиальные схемы, проектировать и изготавливать шаблоны печатных плат. А на практических занятиях по радиоэлектронике ученики старших груш уже могли изготавливать различные конструкции, позволяющие управлять электронными устройствами через порты ЭВМ. Эти занятия и эксперименты с компьютерами впоследствии навели коллектив лаборатории на мысль изготовить робот-автомат для разметки дорожек и сверления отверстий при изготовлении печатных плат. На городском конкурсе по техническому творчеству в 1992 г., который проходил в залах Политехнического музея, а тот проект был отмечен дипломом 1-й степени. Защищал его 12-летний Александр Лаврентьев, в настоящее время специалист по Интернет-сетям.

С того времени лаборатория постоянно ведет экспериментальную и исследовательскую работу, тесно связывая два направления — радиоэлектроника и вычислительная техника. Преподавать компьютерную грамотность и программирование в классе ЭВМ стали бывшие ученики, поступившие в высшие учебные заведения и не желающие расставаться с родной лабораторией. Благодаря одному из них, Дмитрию Попову (сейчас он начальник компьютерного отдела в одной из крупных фирм), класс постоянно развивался технически. Была установлена локальная сеть, производился ремонт и модернизация оборудования. Компьютеры оснащались все более мощным программным обеспечением.

К 1998 г усилиями учащихся и преподавателей класс ЭВМ был полностью заменен на IBM-совместимые машины. Это еще больше расширило возможности использования ЭВМ, позволило применять их в процессах управления и обработки информации, получаемой с внешних устройств, разрабатываемых группой радиоэлектроники. Здесь, например, дистанционное управление моделями, исследование поведения элементарных роботов.

Как только в продаже появились лазерные указки, учениками группы "Творческого коллектива" было предложено опробовать идею передачи и приема информации от ЭВМ по лазерному лучу, а также попробовать управлять объектом на расстоянии с помощью лазерной указки. Результат экс-пери ментов — проект "Устройство передачи информации по лазерному лучу", занявший в 1999 г на городском конкурсе по радиоэлектронике 1 -е место. Защищал проект 12-летний Никита Самсонов, ныне студент МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Дальнейшее развигие этого проекта привело к созданию ниже описываемого тренажерного комплекса, который был представлен на НТТМ-2001 Виктором Чемба-евым (12 лет), Александром Гусевым (13 лет) и Евгением Швайковским (13 лет).

В июле 2002 г на НТТМ-2002 демонстрировались тренажерный комплекс и действующий макет автоматизированной системы управления процессом кристаллизации вещества, которые по решению комитета выставки были направлены на Европейскую научно-техническую выставку ESI-2002 в столицу Словакии Братиславу. Эти устройства были удостоены бронзовой медали.

На IX Международной выставке ЭКСПО—Наука 2003 демонстрировался усовершенствованный тренажерный комплекс, который был отмечен дипломом.

Разработки интересных конструкций продолжаются. Связаться с клубом "Юность" и лабораторией радиоэлектроники можно по адресу: 107076, г. Москва, ул. Короленко, 7, корп. 3.

Тренажерный комплекс начинающего радиоспортсмена

Первоначально тренажерный комплекс разрабатывался как наглядное пособие для объяснения существующих принципов передачи информации. Но оказалось, что он вполне пригоден и для проведения практических занятий по освоению навыков операторской работы на ключе, изучению азбуки Морзе, приему и передаче телеграфных и голосовых сообщений по проводной линии, по радио и лазерному лучу.

Структурная схема комплекса представлена на рис, 1. Его основной блок 1 состоит из передатчика, генератора 3Ч и блока питания. Работой генератора управляет ключ Морзе, прослушивать сигналы генератора можно через головные телефоны, непосредственно подключенные к выходу генератора либо установленные на конце двухпроводной линии.

Если же передача сообщения ведется через передатчик, в работу включаются либо FM приемник (2), либо сверхрегенеративный (3). При использовании оптической связи действует блок 4, а для приема сообщений — блок 5.

Передатчик может быть настроен на частоту 27,12 МГц. Максимальная мощность его при модуляции несущей сигналом звуковой частоты достигает 180.. .200 мВт, что позволяет поддерживать связь на расстоянии до километра. Но прежде чем собирать передатчик и эксплуатировать его, необходимо получить соответствующее разрешение в Государственной инспекции электросвязи.

Передатчик (рис. 2) состоит из двух-каскадного усилителя 34, выполненного на транзисторах VT1, VT2, и задающего двухтактного автогенератора на транзисторах VT3, VT4. На вход усилителя через переключатель SA1 можно подавать сигнал либо с микрофона, либо с генератора 34. Через разделительный конденсатор С1 сигнал поступает на базу транзистора VT1 первого каскада усилителя. С резистора нагрузки R2 усиленный сигнал поступает через конденсатор С2 на базу транзистора VT2 второго каскада. С его резистора нагрузки R4 сигнал поступает через конденсатор СЗ и ограничительные резисторы R7, R8 на базы транзисторов VT3, VT4 задающего генератора, осуществляя амплитудную модуляцию его высокочастотного сигнала.

Напряжение питания на коллекторы транзисторов генератора подается через высокочастотный дроссель L1 и катушку L2. Дроссель предотвращает попадание высокочастотной составляющей в цепи питания тренажера. Катушка L4 служит для связи контура задающего генератора с антенным контуром, а катушка L3 с подстроечником — для настройки антенны в резонанс с частотой задающего генератора. В качестве антенны был использован отрезок изолированного медного провода длиной около метра.

Порядок изготовления передатчика такой. Вначале подберите все радиодетали и проверьте их работоспособность. Транзисторы VT3, VT4 должны быть с максимально близкими параметрами и коэффициентом передачи тока не менее 70.

Затем нужно изготовить катушки. Для них понадобятся каркасы из полистирола диаметром 8 мм. На рис. 3 приведены размеры каркасов как катушек передатчика, так и приемника. Как вариант, для катушек можно использовать отрезки круглых корпусов шариковых ручек. Подстроечники из карбонильного железа — СЦР Внутри каркаса катушки подстроечник крепят с помощью продетой провощенной нити или тонкого отрезка резинки. После настройки подстроечник можно закрепить каплей расплавленного воска или пара фина. Таким же способом допустимо крепить катушки на печатной плате.

Катушки наматывают в один слой виток к витку проводом ПЭЛ 0,5. Катушки L3 передатчика и L1 приемника содержат по 10 витков, L2 — 4+4 витка, L4 — 4 витка, размещенных между половинками катушки L2.

Дроссели могут быть готовые, индуктивностью 40 мкГн, но их нетрудно изготовить самим. Для этого на резистор любого типа мощностью не менее 0,5 Вт сопротивлением примерно 1 МОм нужно намотать внавал 200 витков провода ПЭВ или ПЭЛ диаметром 0,1 мм. При использовании провода большего диаметра рекомендуется по краям резистора установить (приклеить) картонные щечки.

Теперь можно приступить к изготовлению печатной платы (рис. 4) из односторонне фольгированного стеклотекстолита. Изолирующие дорожки на ней прорезают специальным резаком, изготовленным, например, из отрезка ножовочного полотна.

Для экономии места резисторы на плате допустимо устанавливать вертикально. Следует учесть, что детали, отмеченные на схеме "звездочкой" (их придется подбирать), следует временно монтировать на плате со стороны дорожек, не укорачивая их выводы. Конденсатор СЗ устанавливают на плату после налаживания усилителя 3Ч и генератора.

Переходя к монтажу высокочастотной части передатчика, делайте все выводы и соединения возможно короче. Выводы транзисторов укоротите до 1 см. Дроссель и катушки располагайте перпендикулярно друг другу. Детали задающего генератора отгородите от остальной части монтажа экраном из тонкой жести или меди, припаяв его к плюсовой дорожке платы облуженным медным проводом диаметром 0,6... 0,8 мм.

Налаживание передатчика начинают с усилителя 3Ч. Подбором резистора R3 устанавливают напряжение на коллекторе транзистора VT2 равным половине напряжения питания. Затем, подавая с промышленного генератора 34 на вход усилителя синусоидальный сигнал частотой 10ОО Гц и амплитудой 50 мВ, наблюдают с помощью осциллографа форму сигнала на коллекторе транзистора VT2. Подбором резистора R1 устраняют искажения сигнала. Вместо осциллографа на выход усилителя (параллельно резистору R4) подключают через конденсатор емкостью примерно 1 мкФ высокоомные головные телефоны сопротивлением около 4 кОм — два последовательно соединенных капсюля телефонов типаТОН-2 — и подбором резисторов R1, R3 добиваются неискаженного звучания.

Затем переходят к автогенератору. В разрыв левого по схеме вывода дросселя L1 включают миллиамперметр и подбором резистора R5 (а при необходимости и R9) устанавливают ток 60...70 мА. Более точным подбором резистора R5 добиваются необходимого напряжения смещения на базах транзисторов VT3, VT4 для получения режима генерации. При необходимости подбором конденсатора С7 добиваются устойчивой генерации. Далее подбором резисторов R7, R8 добиваются максимальной и одинаковой амплитуды сигнала в обоих плечах генератора. Контроль ведут с помощью осциллографа, подключаемого попеременно к выводам эмиттера и коллектора транзисторов генератора. После этого можно впаять конденсатор СЗ, а на вход усилителя подать сигнал с генератора 3Ч.

Настраивают генератор на разрешенный диапазон 27,12 МГц по отградуированному образцовому приемнику или волномеру. Поднеся передатчик ближе к приемнику и перемещая ротор подстроечного конденсатора С8, добиваются появления звука в приемнике. Регулируя положение подстроечника катушки L3, настраивают антенный контур в резонанс с частотой контура генератора. При этом громкость звука приемника должна быть максимальной.

Генератор звуковой частоты (рис. 5) выполнен на двух транзисторах. Причем непосредственно генератор собран по схеме емкостной трехточки на транзисторе VT1, а на VT2 выполнен повторитель. Конденсаторы С1, С2 обеспечивают необходимые условия для возникновения обратной связи. Частота генерируемых колебаний определяется их емкостью и индуктивностью катушки L1. В данной конструкции была применена катушка, намотанная на броневом сердечнике марки СБ исполнения а (например, СБ-12а) проводом ПЭЛ 0,1. Количество витков — 500.

Регулировкой положения подстроечника катушки и движка резистора R1 (он должен находиться примерно в среднем положении при соответствующем подборе резистора R2) добиваются наилучшей формы синусоидального сигнала на коллекторе транзистора VT1. Можно обойтись без осциллографа, если вместо катушки подключить головные телефоны BF1 (типа ТОН-2) и добиться неискаженного звука. В этом варианте телефоны станут индикатором контроля работы генератора.

С помощью резистора R1 удастся изменять частоту звукового сигнала от 500 до 5000 Гц, а резистором R6 регулировать выходной сигнал, поступающий на линию или на вход передатчика, в пределах от 0 до 2 В. Что касается телеграфного ключа, то его включают в разрыв цепи питания. В исходном состоянии контакты ключа разомкнуты, поэтому генератор не работает. Короткое нажатие на ключ соответствует точке, продолжительное — тире телеграфной азбуки. Когда же генератор нужен для проверки работы низкочастотных каскадов тренажера, контакты ключа необходимо замкнуть. Применение в генераторе повторителя позволяет подключать к нему двухпроводную линию длиной в несколько десятков и даже сотен метров

(Окончание следует)

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 9 номер 2003 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 9 номер 2003 год. :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>