Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 11 номер 2003 год.

РЕТРО

Ветродвигатель ВИМ Д-1,2 («Радио», 1950, ╧ 3, с. 27—32)

А. КАРМИШИН 

Для зарядки аккумуляторов, а также для освещения небольших помещений в сельском хозяйстве получают все более широкое применение ветроэлектрические агрегаты.

Всесоюзный институт механизации сельского хозяйства (ВИМ) разработал простую, легкую и портативную конструкцию ветроэлектрического агрегата типа ВИМ Д-1,2. Ветроэлектрический агрегат ВИМ Д-1,2 развивает мощность до 120 Вт и может работать при скоростях ветра от 4 до 22 м/с.

Этот агрегат (исключая электрооборудование) состоит в основном из металлических деталей, которые могут быть выполнены из подручного материала. Все детали агрегата очень просты по конструкции, и поэтому нет необходимости останавливаться на технологии и методах их изготовления. Исключением является лишь деревянное двухлопастное ветроколесо (винт), способ изготовления которого будет рассмотрен в дальнейшем. Поэтому здесь приводится лишь краткое описание устройства агрегата, которое должно облегчить правильную сборку этой конструкции.

Быстроходный винт 2 агрегата (рис. 1) с хорошим аэродинамическим профилем и длиной 1,2 м, насаженный непосредственно на вал электрического генератора ГБФ-4600 (от автомашины ЗИС-5), при соответствующей скорости ветра развивает до 1600 оборотов в минуту.

Генератор ГБФ-4600 прикрепляется к трубчатому патрубку 8 с помощью разъемного хомута 7, нижняя часть которого приварена к этому патрубку. Патрубок 8 надевается на опорную трубку 9 длиной 4 м и может на ней свободно поворачиваться на верхнем пятниковом кольце 17 и на конце опорной трубы.

Для автоматической установки винта и всей головки ветродвигателя против ветра служит хвост 15, который следует, как флюгер, за всеми изменениями направления ветра. Рейка 10 хвоста своей вилкой прикрепляется с помощью болтов 16 к нижней части хомута 7.

К задней части винта двумя болтами 5 с шайбами 6 прикрепляется тормозной шкив 3, к которому при торможении прижимается колодка тормозного рычага 22. Этот рычаг поворачивается при нажатии на тягу 11 относительно оси (болт 16), растягивая при этом пружину 25. Когда нажатие на тягу 11 прекращается, пружина 25 поднимает тормозной рычаг 22, колодка последнего отходит от тормозного шкива 3 и винт вновь получает возможность свободного вращения. Задняя часть генератора 1 прикрывается защитным кожухом 14.

Опорная труба 9 двумя хомутами 23 прочно прикрепляется к бревенчатой мачте высотой 6...7 м, которая может быть установлена с помощью оттяжек на земле или прикреплена к стропилам крыши. В последнем случае высота мачты должна быть такой, чтобы нижний конец винта, установленного в вертикальное положение, находился выше конька крыши не менее чем на 2...2,5 м.

От точности и тщательности изготовления винта в значительной степени зависит мощность агрегата. Неправильно изготовленный винт будет плохо трогаться с места и не разовьет нужного числа оборотов, что приведет к значительному снижению выработки электроэнергии. Поэтому на точность и качество изготовления этой детали нужно обращать серьезное внимание.

Винт делается из бруска, который склеивается из трех сосновых, кленовых или ясеневых досок толщиной 12, шириной 125 и длиной 1250 мм. Доски не должны иметь пороков в виде сучков, косослоя, синевы и других недостатков. До обработки надо тщательно просушить доски, но так, чтобы они не покоробились и не дали трещин.

Высушенные доски обрабатываются рубанком до придания им указанных размеров; их поверхность должна быть совершенно плоской и гладкой, без изгибов и кривизны.

После этого доски склеиваются казеиновым клеем (столярный клей не годится, так как он боится сырости). Предварительно поверхности досок обрабатывают крупной шкуркой для того, чтобы они стали шероховатыми. Такие поверхности прочнее склеиваются.

Доски, покрытые клеем и уложенные одна на другую, туго стягивают струбцинами, накладываемыми через интервалы в 250...300 мм. Чтобы не повредить поверхностей досок, под каждую струбцину подкладывают тонкие дощечки или кусочки фанеры.

Сушка склеенных досок продолжается 36...48 ч при нормальной комнатной температуре. Летом можно сушить их на открытом воздухе под навесом, но не на солнцепеке.

У изготовленной таким способом болванки обрабатываются рубанком боковые стороны с доводкой их толщины до 30 мм. После этого на широкие поверхности болванки наносятся осевые линии (а—а и б—б) винта (рис. 2). Центр ступицы винта совпадает с точкой пересечения этих осевых линий. На лобовую поверхность болванки затем переносится контур винта и по нему производится обработка боковых ее граней.


Увеличить

Обработка же лобовой и задней поверхностей винта делается по шаблонам его пяти сечений, которые приведены на рис. 2. По этим сечениям изготовляются из фанеры разъемные шаблоны, нижние части которых устанавливаются в прорезях контрольной доски.

Посредине, точно перпендикулярно к доске, укрепляют болт диаметром 12 мм. Снизу, чтобы доска не коробилась, прикрепляют к ней 2—3 поперечные планки. На концах доски ставят упоры, поддерживающие концы болванки винта.

Высота от верхней поверхности контрольной доски до горизонтальной осевой линии винта равна 100 мм у всех сечений.

Лобовая и задняя поверхности болванки предварительно грубо обрабатываются до придания ей приближенного профиля будущего винта; затем в центре болванки (в точке пересечения линий а—а, б—б) сверлится отверстие диаметром 12,5 мм.

В соответствующую прорезь контрольной доски первым устанавливается шаблон ╧ 5 и укрепляется в ней строго перпендикулярно с помощью двух клиньев.

Болванку винта отверстием надевают на болт контрольной доски до упора в нижнюю часть шаблона ╧ 5, ребро профиля которого предварительно должно быть смазано краской. При соприкосновении с профилем шаблона на болванке получаются следы краски.

После этого болванка снимается с болта и на ней по оставшемуся следу краски делают стамеской по краям выемки шириной 10... 15 мм. Последовательно повторяя этот прием несколько раз, добиваются получения на болванке сплошной канавки, профиль которой должен в точности соответствовать профилю нижнего выреза шаблона ╧ 5. Этот способ доводки профиля напоминает приемы шабровки поверхности по контрольной плите с краской.

Таким же способом наносят на болванку все остальные нижние (задние) профили сечений винта по шаблонам с ╧ 4 по ╧ 1. Когда профили всех пяти канавок будут точно подогнаны, болванка нижней своей поверхностью должна плотно прилегать к нижним половинам всех пяти шаблонов и к нижней гайке болта контрольной доски.

Обработав нижнюю (заднюю) часть лопасти винта, закрепляют его гайкой на болте контрольной доски и приступают к обработке верхней (лобовой) поверхности той же лопасти, пользуясь для этого верхними половинами шаблонов.

После точной подгонки каждого сечения верхние части шаблонов должны встать на нижние их половинки точно по линиям разъема, а профили сечений лопасти должны совпадать с контурами шаблонов.

Закончив обработку одной лопасти, отвертывают верхнюю гайку болта контрольной доски, поворачивают болванку на 180° и приступают к обработке таким же способом второй лопасти.

В результате лопасти болванки будут иметь по пять поперечных канавок с каждой стороны, контуры которых будут соответствовать профилям отдельных сечений винта.

Затем винт снимают с контрольной доски и доводят его поверхности до нужного профиля, сострогивая стамеской выступающие между канавками излишние слои дерева.

Окончательно поверхности винта обрабатываются стеклом и шкуркой, после чего отверстие в его ступице рассверливается до диаметра 20 мм. Этим отверстием винт будет насаживаться на вал генератора.

Готовый винт 2—3 раза покрывают горячей олифой или маслом, просушивают, а затем 2—3 раза красят спиртовым лаком или масляной краской.

После этого к задней его поверхности двумя болтами 5 прикрепляется тормозной шкив 3, а в отверстие ступицы винта вставляется точеный стержень диаметром 20, длиной 100...150 мм. С лобовой стороны на ступицу винта и на стержень (см. рис. 1) надевается накладка 4.

Остается теперь только отбалансировать винт. Для этого его подвешивают концами оси-стержня между двумя какими-либо опорами. При строго горизонтальном положении этой оси на опорах обе лопасти винта должны взаимно уравновешиваться, не перетягивая одна другую. Точной балансировки добиваются путем небольшого смещения тормозного шкива 3 вдоль винта. Закончив балансировку, крепко затягивают болты 5 шкива 3, и винт может быть насажен на вал генератора.

Ветроэлектрический агрегат ВИМ Д-1,2 не имеет приспособления для регулирования числа оборотов. Поэтому в электрическую схему установки, используемой для освещения, обязательно должна быть включена буферная аккумуляторная батарея (рис. 3), которая поглощает избыток мощности, развиваемой генератором, и поддерживает стабильное напряжение в сети при меняющихся оборотах винта.

Для этой цели может быть рекомендована кислотная аккумуляторная батарея типа ЗСТЭ-80 с напряжением 6 В, емкостью 80 А-ч или щелочная — типа 5НКН-60 или 5НКН-100.

Чтобы электрический ток, при резком падении числа оборотов винта, не поступал из батареи в генератор, применяется реле обратного тока 2 типа «ЦБ», автоматически выключающее батарею.

Двухлопастный ветродвигатель плохо трогается с места при низких скоростях ветра. Поэтому для запуска его при недостаточной скорости ветра используется генератор двигателя. Нажатием пусковой кнопки 3 звонкового типа в цепь генератора на короткий срок включается аккумуляторная батарея. Под действием тока, поступающего из батареи, генератор начинает работать как мотор и раскручивает до нужной скорости винт. Продолжительность стартерного запуска обычно не превышает 30...40 с.

При тщательном изготовлении и правильном уходе ветроэлектрический агрегат ВИМ Д-1,2 вполне обеспечит питание радиоприемника и освещение небольшого помещения.

Стоимость электрооборудования, которое необходимо приобрести для изготовления такого агрегата, не превышает 150...200 руб. Остальные детали легко могут быть изготовлены из подручных материалов в небольшой мастерской или кузнице.

От редакции. Полностью статья размещена на сайте журнала по адресу <ftp://ftp.radio.ru/pub/2003/11/wind.zip>.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 11 номер 2003 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 11 номер 2003 год. :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>