Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 12 номер 2003 год.

ВИДЕОТЕХНИКА

Какие они — современные видеоплейеры?Устройство и характеристики стереофонического видеоплейера PANASONIC - NV-SR80

Ю. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, г. Таганрог 

 Для перезаписи с дисков DVD широко используют стереофонические видеомагнитофоны и видеоплейеры VHS-Hi-Fi. Однако качество этой техники за последние годы, к сожалению, снизилось по ряду причин. Об этом и рассказано в публикуемой статье на примере видеоплейера PANASONIC — NV-SR80 фирмы MATSUSHITA. В ней также даны рекомендации по применению микросхемы TL8849AP, заменяющей стеклянные линии задержки, а также по улучшению работы подобных аппаратов.

Качество записей в форматах VHS/S-VHS, сделанных непосредственно с проигрывателей DVD. очень высокое. Нередко даже лучше, чем качество изображения при приеме эфирного телевидения в некоторых регионах и городах страны. К сожалению, записать высококачественный многоканальный звук с дисков DVD на аппараты VHS невозможно, поэтому при записи с проигрывателей DVD на аппараты VHS используют старую матричную аналоговую систему DOLBY SURROUND PROLOGIC.

Поскольку видеомагнитофоны S-VHS или S-VHS-ЕТ (запись S-VHS на обычных кассетах VHS) все еще дороги (350—500 долл.), для записи с проигрывателей DVD используют видеомагнитофоны и видеоплейеры VHS-Hi-Fi. Последние особенно популярны из-за невысокой цены (3500—4500 руб. в конце 2002 г). Однако в широчайшей номенклатуре видеотехники VHS различных фирм стереофонических видеоплейеров немного, реально распространены лишь несколько моделей фирм LG, SAMSUNG, MATSUSHITA (PANASONIC).

Одновременно с началом распространения техники DVD практически все фирмы начали выпуск значительно более дешевой видеоаппаратуры VHS, рассчитанной на эксплуатацию в течение трех—пяти лет. Несомненное достоинство такой аппаратуры — низкая цена, к сожалению, во многих случаях достигнута за счет снижения технических характеристик звукового, а иногда и видеотрактов, надежности лентопротяжного механизма (ЛПМ).

Ремонт неисправных видеомагнитофонов за пределами Москвы и крупных городов проблематичен из-за отсутствия в небольших мастерских на местах специальной оснастки, ремонтной документации и комплектующих. Стоимость ремонта послегарантийной видеотехники для владельцев может быть соизмерима с ценой самого аппарата, так как некоторые комплектующие имеют непропорционально высокую цену. Например, за БВГ видеоплейера LG — ВН762 ценой 3700 руб. нужно заплатить около 2000 руб. в фирменном сервисном центре LG, за ведущий двигатель — 700 руб. и т. д.

Использование видеомагнитофонов и видеоплейеров Hi-Fi последних лет выпуска в качестве звуковых проблематично, так как некоторые модели не обеспечивают качества звука, удовлетворяющего требованиям к аппаратуре класса Hi-Fi, в основном по отношению сигнал/шум. В [1] опубликованы результаты тестирования восьми моделей стереофонических видеомагнитофонов. Отношение сигнал/шум в их тракте Hi-Fi оказалось следующим: HITACHI — FX8000EM — 58 дБ, JVC — HR-J870EU — 55 дБ, PANASONIC — NV-FJ627EU — 62 дБ, PHILIPS — VR-720 — 36 дБ, SAMSUNG — SVR-649 — 47 дБ, SONY — SLV-SE-810K — 53 дБ, THOMSON — VTH-6050G — 55 дБ, TOSHIBA — V-851EG — 54 дБ. Из всех перечисленных только аппарат PANASONIC — NV-FJ627EU имеет отношение сигнал/шум более 60 дБ, в то время как видеомагнитофоны Hi-Fi выпуска 1990—1997 гг. обеспечивали его значение до 70...80 дБ и более.

Переходной моделью фирмы MATSUSHITA стал стереофонический видеоплейер PANASONIC — NV-SR80 (менее распространена модель NV-SR90), выпускавшийся в 1998—1999 гг. и сменивший ранее популярные модели NV-SR70, NV-HP10. В 80-й модели использован проверенный временем лентопротяжный механизм типа К, БВГ с нижним приводом и верхним цилиндром VEH0714, как и в 70-й модели.

Электронная же часть в 80-й претерпела существенные изменения. Источник питания применен импульсный, выполненный на микросхеме TDA4605-3 и мощном полевом транзисторе STP3N60F1 (маркировка — P3N60F1). Источник не содержит вторичных линейных стабилизаторов. Система управления и авторегулирования собрана на микропроцессоре MN675029VRTH (84 вывода). Внешняя память отсутствует. Из регулировочных элементов есть только подстроечный резистор точки переключения видеоголовок с маркировкой «PG» Микросхема IC6501 для управления двигателем заправки — ВА6887 (или XRA6887).

Извлечь заклинившую кассету из видеоплейера вручную непросто, так как она перекрывает доступ к винтам крепления ЛПМ. При этом нет доступа и к двигателю заправки. Решить эту проблему можно, подав постоянное напряжение 5... 10 В непосредственно на двигатель, подключенный к микросхеме IC6501 через перемычки W54, W58. Они находятся справа от кассето-приемника, рядом с микросхемой IC501. Выгрузка кассеты происходит при подключении плюсового проводника источника питания к перемычке W54 (соединена с выводом 9 микросхемы IC6501), а минусового — к перемычке W58 (соединена с выводом 1 микросхемы IC6501). При пробитых выходных каскадах микросхемы заправки одну из цепей с перемычками нужно разорвать (со стороны микросхемы).

Электропривод БВГ выполнен на микросхеме AN3811NK собственного (MATSUSHITA) производства, а ведущего вала — на микросхеме BA6871S фирмы ROHM. Канал изображения и монозвука видеоплейера собран на БИС (IC3001) AN3501NFBP (84 вывода) собственного производства.

В качестве линии задержки на строку (NTSC) или две строки (PAL) для гребенчатого фильтра канала цветности и на одну строку для компенсатора выпадений канала яркости использована микросхема TL8849AP (IC3002), выполненная на ПЗС фирмы TOSHIBA. В многосистемных видеомагнитофонах такая микросхема заменяет четыре стеклянные линии задержки.

Микросхему TL8849AP ценой около двух долларов США можно применить в устройствах для управляемой задержки видеосигналов и импульсов при разработке различных радиолюбительских конструкций. На рис. 1 представлена схема включения микросхемы TL8849AP в канале изображения видеоплейеров PANASONIC — NV-SR50/55/60/80/90.

В канале цветности аппаратов работает матрица ПЗС 1. Время задержки сигнала в ней зависит от числа задействованных ячеек (бит) гребенчатого фильтра ГБФ и тактовой частоты внешнего кварцевого генератора. При работе в системе ПАЛ используют 1781,5 бита, в системе NTSC-3,58 — 908,5 бита, а в NTSC-4,43 - 843,5 бита. В стандарте SECAM гребенчатый фильт не применяют. Генератор тактовой частоты ГУН 6 с устройством ФАПЧ 11 и делителем частоты 5 в цепи обратной связи синхронизируется сигналом внешнего кварцевого генератора, находящегося в микросхеме IC3001. С ее вывода 82 сигнал через змиттерный повторитель на транзисторе Q3007 поступает через вывод 7 микросхемы IC3002 на устройство ФАПЧ.

В видеоплейере применены кварцевые резонаторы Х3001, Х3002 фирмы MEIDEN, имеющие маркировку VSX00160A/B на частоту 3,579545 МГц (частота цветовой поднесущей системы NTSC-3,58) и VSXQ162A/B или VSX0129A/B на частоту 4,433619 МГц (в NTSC-4,43) Резонаторы специально рассчитаны на работу в генераторах, управляемых напряжением (КГУН, VXO). Следовательно, тактовая частота сигнала генератора 6, подаваемого на матрицу ПЗС 1 через устройство управления 4, для систем PAL и NTSC-4,43 равна 13,3 МГц, а для системы NTSC-3,58 — 14,318 МГц.

Сигнал цветности с вывода 12 микросхемы IC3001 проходит на вывод 14 микросхемы IC3002, а затем через ячейку ПЗС 2 — на сумматор 7, где смешивается с задержанным сигналом матрицы ПЗС 1. Очищенный от помех, возникающих от сигналов соседних строчек записи, сигнал цветности через согласующие усилители 8,9 и устройство выборки-хранения (УВХ) 10 приходит на вывод 10 микросхемы IC3001 для дальнейшей обработки.

В компенсаторе выпадений использована матрица ПЗС 3. Для систем PAL/SECAM она содержит 848,5 бита, для системы NTSC-3,58 — 453 бита, а для NTSC-4,43 — 842,5 бита. Тактовым генератором служит тот же ГУН 6, подключенный к матрице 3 через устройство управления 12 (для системы NTSC-3.58 включается дополнительный делитель частоты 13).

Входной сигнал яркости с вывода 29 микросхемы IC3001 поступает на вывод 11 микросхемы IC3002, задерживается на одну строку и через усилители 15,17 и УВХ 14, 16 проходит на вывод 27 БИС IC3001. Коммутация времени задержки, в зависимости от используемой цветовой системы, обеспечивается сигналом управления на выводе 6 микросхемы IC3002. При работе в системах NTSC на этом выводе будет почти нулевое напряжение, в системе PAL — 1,9 В, в системе SECAM - 4,5 В.

При разработке радиолюбительских конструкций на микросхеме TL8849AP нужно иметь в виду следующее. Размах сигнала внешнего тактового генератора на выводе 7 микросхемы должен быть в пределах 200...400 мВ, а его частота — 3...5 МГц (с повышением частоты время задержки уменьшается). На входы (выводы 14 и 11) микросхемы можно подавать сигналы любой формы с шириной спектра до 3...4 МГц и размахом до 1 В. Для подавления сигналов тактовой частоты на выходах (выводы 16 и 9) нужно устанавливать ФНЧ с частотой среза 5...6 МГц.

Канал звука Hi-Fi модели NV-SR80 выполнен на микросхеме ВН7778АК (64 вывода), предварительный усилитель — на микросхеме BA7743FS. Характеристики звукового тракта Hi-Fi были измерены по методике, рассмотренной в [2]. Сквозная АЧХ в полосе частот 20 Гц...20 кГц имеет неравномерность не более 2 дБ, на частоте 30 кГц — спад до 6 дБ. Сквозная амплитудная характеристика на частоте 1 кГц линейна до уровня 1,2 В, на частоте 12 кГц — до 0,7 В (при уровне входного сигнала 0,9 В отклонение от прямой — 1 дБ), на частоте 20 кГц — до 0,5 В (при уровне 0,7 В отклонение от прямой — 1 дБ). Указаны действующие значения синусоидального напряжения. Следовательно, верхняя граница динамического диапазона по линейности амплитудной характеристики — не менее 0,5 В.

По методике, также рассмотренной в [2], измерены и шумовые характеристики видеоплейера. Уровень собственных шумов на выходе равен около 60 мкВ. При подаче на видеовход испытательного сигнала «белое поле» уровень шумов и помех возрастал до 600 мкВ в режиме транзита (без кассеты) и до 1 мВ в режиме записи. В режиме воспроизведения уровень помех на выходе — около 800 мкВ.

Следовательно, реальный динамический диапазон сквозного тракта равен 500/0,8 = 625, т. е. я 56 дБ в полосе частот до 20 кГц. Однако поскольку в спектре музыкальных сигналов уровни высокочастотных составляющих невелики, можно ориентироваться на значение верхней границы динамического диапазона 1,2 В для частоты 1 кГц. В этом случае реальный динамический диапазон равен 62 дБ.

Достоинством видеоплейера можно назвать практически полное отсутствие паразитной амплитудной модуляции и помех коммутации при переключении видеоголовок.

Импульсные характеристики были сняты при подаче импульсов формы меандр размахом 0,5 В с различными частотами следования. При частоте 50 Гц транзит сигнала со входа на выход происходил со спадом плоской вершины импульсов на 80 мВ. Для сквозного канала (запись/воспроизведение) он был равен 100 мВ. На частоте 400 Гц заметных искажений формы импульсов не было. При частоте 4 кГц в выходном сигнале появлялись выбросы на фронтах импульсов: при транзите — 50 мВ, при сквозном канале — 60 мВ. Такие же выбросы были и при частоте следования импульсов 15 кГц.

По измеренным характеристикам можно сделать вывод о пригодности видеоплейера для работы в системах домашнего кинотеатра. Однако отнести аппарат к классу Hi-Fi все же не позволяет слишком высокий уровень помех в видеотракте. Уменьшить его можно, подав входной сигнал через коаксиальный кабель с хорошей экранировкой непосредственно на выводы микросхемы тракта Hi-Fi.

Предварительный усилитель канала изображения видеоплейера выполнен на микросхеме AN3375S (IC501). В ней отсутствует устройство АРУ. Регулировка тока записи ЧМ сигналов яркости и НЧ сигналов цветности в канале изображения также не предусмотрена, хотя в некоторых экземплярах видеоплейеров качество записи звука Hi-Fi оказывается хуже потенциально возможного. То же самое происходит и при износе видеоголовок. Улучшить качество записи звука Hi-Fi можно за счет уменьшения тока записи ЧМ сигналов яркости. Во многих видеомагнитофонах выпуска 90-х годов для такой регулировки были установлены подстроечные резисторы. К сожалению, в видеоплейере этого нет.

Обеспечить указанную регулировку в видеоплейере NV-SR80 можно, если включить дополнительный резистор Rflon в предварительный усилитель так, как показано на рис. 2. Резисторы и конденсаторы для поверхностного монтажа, примененные в предусилителе. не имеют маркировки на печатной плате, поэтому на рисунке они пронумерованы условно. Методика регулировки тока записи подробно описана в [3], и при наличии необходимой измерительной аппаратуры подобрать резистор RBon можно с высокой точностью. При отсутствии измерительных приборов следует ориентироваться на следующие экспериментальные значения: при установке резистора Rдоп = 2,2 кОм намагниченность сигналограммы Hi-Fi увеличивается примерно на 3 дБ, а при Rдоп = 820 Ом — на 6 дБ. Для проведения работ осциллограф подключают к контрольным точкам (перемычкам) на главной плате, находящимся слева от кассетоприемника. Они имеют маркировку: H.SW — сигнал переключения, ENV — воспроизводимый ЧМ сигнал яркости, W385 — воспроизводимый ЧМ сигнал звука Hi-Fi.

Следует иметь в виду, что в отдельных экземплярах видеоплейеров появление треска в каналах звука Hi-Fi при воспроизведении некоторых кассет происходит из-за недостаточно точной заводской установки положения одной или обеих звуковых головок на верхнем цилиндре БВГ.

Видеоплейеры PANASONIC — NV-SR80/90 были последними моделями фирмы MATSUSHITA, в которых применен лентопротяжный механизм типа К (на литом шасси). В 21-м веке во всех массовых моделях видеомагнитофонов и видеоплейеров фирмы применен лентопротяжный механизм типа Z на штампованном шасси. Число выпускаемых моделей таких видеоплейеров невелико. Из стереофонических в России известен только PANASONIC — NV-FJ8AM. В 2002 г. была выпущена модификация NV-FJ8AMMK2.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Тестирование стереофонических видеомагнитофонов. — Стерео@видео, 2001, ╧11.
  2. Петропавловский Ю. Видеотехника и звук. Сравнительные характеристики видеомагнитофонов. — Радио, 1999, ╧ 2, с. 8, 9.
  3. Петропавловский Ю. Особенности эксплуатации стереофонических видеомагнитофонов. — Радио, 2000, ╧7, с. 9—11; ╧ 8, с. 10, 11.

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 12 номер 2003 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 12 номер 2003 год. :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>