Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 2 номер 2004 год.

ВИДЕОТЕХНИКА

Битва системК 50-летию цветного ТВ вещания в мире.
Стандарты цветного ТВ. Принятие системы SECAM в СССР

Б. ХОХЛОВ,
доктор техн. наук,
г. Москва 

 В юбилейном году журнала редакция решила представить одного из наших старейших авторов — Бориса Николаевича Хохлова. Первые его материалы у нас появились в 1957 г. Но первая научная статья об исследовании автогенератора на транзисторе была опубликована им (совместно с руководителем И. А. Поповым) 50 лет назад, когда он еще учился на радиофакультете Московского энергетического института. За эти годы он стал автором множества статей о проблемах телевидения не только в журнале "Радио", но и в других периодических изданиях, а также автором ряда книг.

А увлечение радиотехникой началось еще в детстве. Свой первый ламповый радиоприемник Борис собрал в 13 лет, учась в школе, и радиопередачи о победном салюте 1945 г. слушал на головные телефоны. Пособием ему послужили несколько номеров довоенного журнала "Радиофронт" (в те годы журнал носил это название). Далее последовали все новые и новые радиоприемники. А через три года он собрал многоскоростной проигрыватель пластинок, содержащий только один фрикционный ролик. Он даже послал свою первую заявку на изобретение, но получил отказ, как потом оказалось, не имевший ничего общего с сутью дела.

Интересы Бориса не ограничивались только радиотехникой. Он увлекался и биологией, и оптикой, и др. Сам сделал микроскоп, изготовив линзу по методу Левенгука, и рассматривал инфузории, кровяные шарики, пыльцу на крыльях бабочек (их коллекцию собрал еще его отец, а он ее пополнял) и даже микробы. Из трубок от крыла сбитого немецкого самолета и очкового стекла он собрал небольшой телескоп, в который наблюдал Луну, Юпитер и другие планеты.

После учебы в институте и защиты дипломного проекта в 1955 г. Борис Николаевич работал в научно-исследовательском институте, где занимался разработкой автогенераторов на еще маломощных и низкочастотных транзисторах. В 1957 г. по заданию райкома комсомола для подарка финской делегации на фестивале молодежи он разработал и изготовил транзисторный радиоприемник. Из-за отсутствия в то время малогабаритных сдвоенных переменных конденсаторов и динамических головок в нем использовал свои оригинальные решения. Под впечатлением от фильмов Жака-Ива Кусто о подводном мире увлекся в те годы Борис Николаевич и подводным спортом. С товарищами делали снаряжение (акваланги, боксы для фото- и кинокамер, кинокамеру), на южном берегу Крыма вели подводные съемки, монтировали фильмы. Борис Николаевич даже сдал экзамен на спортсмена-подводника и получил удостоверение.

С 1958 г. Борис Николаевич работает в Московском научно-исследовательском телевизионном институте (МНИТИ), где вместе с другими специалистами разрабатывал черно-белые, а потом и все цветные телевизоры. Он автор многих изобретений, первое авторское свидетельство получил в 1966 г. Под руководством тогдашнего директора МНИТИ профессора С. В. Новаковского, всячески способствовавшего научным исследованиям, в 1972 г. он защитил кандидатскую диссертацию. В 1977 г. после создания телевизора УПИМЦТ в числе других разработчиков Б. Н. Хохлов стал лауреатом Государственной премии СССР. Докторскую диссертацию он защитил в 1995 г.

Во время принятия системы SECAM и последующих разработок первых цветных телевизоров и более поздних моделей Б. Н. Хохлов участвовал в работе делегаций, знакомившихся в Париже с работами французских специалистов. На одном из приемов в 1988 г. фотограф (фотомонтаж) запечатлел его (в центре) вместе с О. М. Артюховым — главным конструктором телевизоров ЗУСЦТ (слева) и Б. И. Ананским — главным конструктором завода "Рубин" в то время.

И сейчас, кроме "выращивания" толковых инженеров из дипломников, Б. Н. Хохлов работает над созданием цифроаналогового телевизора по предполагаемой к внедрению у нас системе цифрового телевидения DVB-T, а также радиоканала для профессионального измерительного приемника, предназначенного для контроля качества цифрового сигнала на телецентрах страны.

О том, как принимали систему цветного телевидения у нас, Б. Н. Хохлов делится воспоминаниями в публикуемой здесь статье.

В1964 г. Европа выбирала систему цветного телевидения. А в США уже с 1953 г. вели вещание по стандарту NTSC (аббревиатура слов National Television System Committee — Национальный комитет телевизионных стандартов). Разработчик стандарта — фирма RCA в 30-е — 60-е годы была ведущей в телевидении Возглавлял разработки Владимир Козьмич Зворыкин (1889—1982) — русский ученый и изобретатель, эмигрант первой волны. Он разработал основы черно-белого (еще в 30-е годы) и цветного электронного телевидения, сконструировал иконоскоп и кинескоп — передающую и приемную трубки. Фирма RCA широко сотрудничала в довоенные годы с Радиопромом СССР (обмен информацией, стажировка специалистов).

NTSC — тщательно отработанная система. Она обеспечивает относительно высокую цветовую четкость, существенно упрощает разделение сигналов яркости и цветности в телевизоре. Однако у нее все же есть ахиллесова пята. Она хорошо функционирует только при идеальном канале передачи. Так называемые дифференциально-фазовые искажения, т. е. зависимость фазы цветовой поднесущей от амплитуды сигнала яркости, всегда были бичом системы.

Фирма разработала и масочный кинескоп, затратив более 100 млн долл. Но ожидаемого бума продажи телевизоров не получилось. Причиной было низкое качество цветного изображения. Цвета на экране искажались, особенно это было заметно на лицах. Телевизор даже снабдили ручкой регулировки цветового тона, но и она не могла исправить цветопередачу во всем интервале изменения яркости. Если,например, находящимся в тени лицам удавалось придать цвет, близкий к естественному, то на освещенных персонажах появлялся фиолетовый цвет, и наоборот.

Затратив еще более 100 млн долл., фирма все же улучшила параметры кинескопа. Кроме того, в междугородных линиях связи были введены регулируемые корректоры фазовых искажений. Утро в телевизионной студии Нью-Йорка начиналось с того, что включали линию связи Нью-Йорк — Лос-Анджелес — Нью-Йорк, наводили Камеруна манекенщицу Китти, в задачу которой входило поддержание постоянства цвета лица, и регулировали корректоры на всем пути сигнала так, чтобы принимаемое изображение было близким к исходному. Предпринятые меры дали результат — с 1963 г. объем продаж увеличился.

В западной Европе понимали, что с системой NTSC лучше не связываться. Еще в 1954 г. сотрудник французской фирмы CFT ("Компания французского телевидения") Анри де Франс предложил новую систему, которую он назвал SECAM (SEquentiel Couleur A Memoire — поочередные цвета с памятью). Основные ее особенности: передача сигналов цветности способом частотной модуляции, нечувствительной к искажениям в канале связи, и поочередная по строкам передача "красного" и "синего" сигналов. Для восстановления недостающей информации в приемнике использован узел памяти в виде линии задержки на строку. Подходящих для этой цели линий тогда еще не было, и Анри де Франс в качестве ее использовал бухту телевизионного кабеля километровой длины. Однако поочередная передача сигналов цветности в системе SECAM вызывает уменьшение цветовой четкости по вертикали в два раза по сравнению с системой NTSC.

В 1963 г. сотрудник германской фирмы TELEFUNKEN Вальтер Брух объявил о создании системы PAL (Phase Alternation Line — строка с переменной фазой). В ее основу положена система NTSC. Но для устранения искажений в ней цветовая информация двух соседних строк усредняется, для чего применена прецизионная линия задержки на время строки, существенно более сложная в изготовлении и дорогая, чем линия задержки для системы SECAM. Такая линия к тому времени уже появилась. Ее разработала американская фирма CORNING GLASS для системы NTSC, где она обеспечила разделение сигналов яркости и цветности. Линия имела вид бруска размерами 20x20x220 мм. Платой за подавление искажений в системе PAL было сокращение вдвое по сравнению с NTSC цветовой четкости по вертикали, как и в системе SECAM.

В 1964 г. Брух привез в Москву аппаратуру PAL, прочитал серию лекций для специалистов с демонстрацией работы системы. В канал связи вводили искажения, и в тот момент, когда система NTSC переставала работать, система PAL воспроизводила вполне удовлетворительное изображение.

Также в 1964 г. специалисты фирмы RCA привезли в СССР в специальном фургоне демонстрационную установку системы NTSC. Была развернута маленькая студия и показано, что при хорошем качестве аппаратуры и малом расстоянии между передатчиком и приемником качество изображения обеспечивается хорошим. Однако выяснилось, что сигнал NTSC очень плохо записывается на видеомагнитофон.

Приезжали в СССР и телевизионные специалисты из Великобритании. Они были ярыми сторонниками системы NTSC и саркастически отзывались о системе SECAM. У них даже был специальный диапозитив, при воспроизведении которого в режиме SECAM появлялись радужные муары на изображении.

К этому времени в СССР сложилось четкое распределение сил среди специалистов в цветном телевидении. Работники телевизионной промышленности были воспитаны на системе NTSC и хранили верность ей. Тогда уже длительное время, с начала 60-х годов, проводили испытания системы NTSC, модифицированной под наш широкополосный стандарт и названной ОСКМ — одновременная система с квадратурной модуляцией. На нескольких приемных пунктах в Москве были установлены разработанные ленинградским заводом им. Козицкого телевизоры с громоздким круглым импортным кинескопом диаметром 53 см и принимался сигнал опытного передатчика. Изображение получалось весьма посредственным.

Работники Министерства связи страны считали предпочтительной систему SECAM, поскольку она не требовала коренной переделки линий связи и в значительной степени упрощала видеозапись сигнала.

И несмотря ни на что, чаша весов склонялась к принятию системы NTSC.

В начале 1965 г. делегация советских специалистов была направлена в США для ведения переговоров о принятии в СССР системы NTSC. Делегацию торжественно встретило руководство фирмы RCA.

Именно в тот момент произошло событие, оказавшее самое непосредственное влияние на судьбу цветного телевидения в нашей стране. Президент Франции генерал Де Голль выступил с резким осуждением блока НАТО и отказался участвовать в этой военной группировке. В качестве поддержки его позиции советское руководство заявило о принятии в СССР системы цветного телевидения SECAM. Переговоры в США были сразу прерваны, наших специалистов на аэродроме никто не провожал.

Но больше всех удивились французы. Даже в самых радужных мечтах работники фирмы СП" не могли предположить, что их систему примут на таком гигантском рынке, как СССР. Система SECAM была предназначена для западной Европы и совершенно не согласовывалась с широкополосным советским телевизионным стандартом. Кроме того, она была еще очень "сырой", особенно в части приемника. Ее спешно стали дорабатывать по принципу Тришкина кафтана. Последняя версия была названа SECAM-3B.

Специалисты французской фирмы предвкушали гигантские доходы от продажи лицензий и телевизоров. Однако в ходе переговоров было решено, что система передается безвозмездно и считается совместной, советско-французской, а телевизоры СССР разрабатывает самостоятельно.

В то же время сотрудники НИИ "Радио" Министерства связи В. Теслер и И. Авербух предложили новую систему, которую назвали SECAM-4. Это была попытка совмещения систем NTSC и SECAM. В ней на четных строках передавался сигнал цветности NTSC, а на нечетных вместо него — образцовый сигнал (немодулированная цветовая поднесущая), что позволяло при использовании линии задержки обеспечить демодуляцию и подавить присущие системе NTSC дифференциально-фазовые искажения.

Первыми о новой системе отозвались специалисты Великобритании Они исследовали ее и опубликовали результаты в статье под заголовком "С любовью из России" (по аналогии с фильмом о Джеймсе Бонде). В общем отзыв был отрицательным.

В СССР позиции сторон изменились. Промышленность переориентировалась с NTSC на SECAM. А Министерство связи некоторое время пыталось отстоять совсем "сырую" систему SECAM-4, но все же было вынуждено отступить. Начался самый трудный этап разработка цветного кинескопа и телевизора.

Создание масочного кинескопа в СССР осложнялось отсутствием ряда отработанных технологий, которые были коммерческой тайной фирмы RCA. Трудности возникали при изготовлении всех элементов кинескопа: в стране не было прецизионного тонкого стального проката для теневых масок, отсутствовали цветные люминофоры с необходимыми параметрами и т. д.

И тут на сцену опять вышла французская фирма CFT. Кроме системы SECAM, ее детищем был также трехпушечный хроматрон — цветной кинескоп с пленарным расположением электронных прожекторов. В нем вместо теневой маски, поглощающей большую часть электронов, использована фокусирующая сетка, состоящая из тонких вертикальных проводов, имеющая высокую прозрачность для электронов и обеспечивающая хорошую яркость при малых токах лучей. В патентной библиотек Москвы можно найти несколько сотен подобных решений того времени. Но от идеи до серийного производства — очень большая дистанция: годы напряженной работы и большие затраты.

У фирмы CFT таких средств не было, и она пошла другим путем. Были изготовлены макеты кинескопа и проведена их демонстрация для делегации советских специалистов. Кинескоп очень понравился — изображение было ярким и насыщенным. Правда, молодой инженер (автор статьи), случайно попавший в состав делегации, посмотрев на стенд сзади, с изумлением обнаружил, что колба кинескопа была увешана множеством маленьких ферритовых магнитов, закрепленных кусочками пластилина. Инженер сказал об этом руководителю делегации, но тот приказал молчать — иначе сорвется контракт.

Контракт не сорвался. Фирма СFT продала советской стороне макеты кинескопа и оборудование для его производства. Советские и французские специалисты сфотографировались тогда (1965 г.) рядом с офисом фирмы. На фото в центре — Анри де Франс (с трубкой) и рядом с ним (слева) главный инженер Московского электролампового завода (МЭЛЗ) Р. Нилендер.

Поскольку своего оборудования у фирмы не было, она закупала его у швейцарских и американских фирм и с хорошей наценкой перепродавала СССР В 1966 г. хроматроны появились в Ленинграде на заводе им.Козицкого, а оборудование — в Москве на новом специально построенном заводе.

Однако в результате испытаний выяснилось, что французский хроматрон совершенно непригоден для практического использования. Даже если магнитами удавалось добиться чистых цветовых полей, баланс мгновенно нарушался при изменении яркости или питающего напряжения. Для решения проблемы потребовались бы огромные затраты, и работу свернули. Оборудование, предназначенное для изготовления фокусирующих сеток, было выброшено, от затеи осталось только название завода — "Хроматрон". Попытка же внедрить французский хроматрон имела и положительные последствия. Планарное расположение электронных прожекторов используется в настоящее время во всех масочных кинескопах. Оно позволяет существенно упростить сведение электронных лучей.

А руководство СП, с лихвой компенсировав свои затраты по системе SECAM, на вырученные средства организовало несколько новых фирм, а СП прекратила существование.

При разработке телевизоров выяснилось, что, хотя цвета в системе SECAM воспроизводятся правильно, на окрашенных полях появляются искажения в виде движущегося коврового рисунка. Природа искажений была неизвестна ни у нас, ни во Франции. В результате из-за недостаточной проработки система SECAM стала поистине плодотворной почвой для научных работников, аспирантов и студентов — дипломников, успешно находивших способы устранения искажений.

Этот процесс проходил не только в СССР, но и за рубежом. Крупная французская фирма THOMSON - CSF, поглотившая к концу 70-х годов большинство телевизионных фирм мира, таких как GRUNDIG, NORDMENDE, RCA, купила и фирму TELEFUNKEN. Ее сотрудники, многие годы работавшие над системой PAL, обратили внимание и на систему SECAM. Вскоре появились и описания патентов по ее усовершенствованию.

Несмотря на все трудности, к 1967 г. на МЭЛЗе были разработаны пригодные для серийного выпуска масочные кинескопы, а на телевизионных заводах под руководством Московского научно-исследовательского телевизионного института (МНИТИ) — цветные телевизоры.

Начало цветного телевизионного вещания было намечено на октябрь 1967 г. — к 50-летнему юбилею Октябрьской революции и в связи с началом вещания из Останкина. Накануне в ряде мест Москвы, в том числе в павильоне радиотехники на ВДНХ, были установлены первые цветные телевизоры. Ленинградский завод им. Козицкого представил телевизоры "Радуга", а московские заводы "Рубин" и "Темп" — телевизоры "Рубин-401" и "Темп-22". Утром перед открытием у павильона собралась большая толпа. Распахнулись двери, и взорам вбежавших людей предстали работающие цветные телевизоры. Сигнал передавали из Франции, и качество изображения было хорошим. Запомнились изумленные лица людей, впервые увидевших цветную передачу. Началось массовое производство и продажа цветных телевизоров.

С сожалением следует отметить, что сейчас, когда в России предполагается внедрение цифрового наземного телевидения, скорее всего, по системе DVB-T, большинство людей даже не знают об этом, хотя переход к нему — шаг, намного порядков более огромный и многообещающий, чем замена черно-белого аналогового телевидения цветным.

Кто же непосредственно причастен к разработке в нашей стране цветных телевизоров? Главным конструктором масочного кинескопа была сотрудница МЭЛЗ Людмила Николаевна Андрианова, директором МНИТИ в то время — профессор Сергей Васильевич Новаковский, главными конструкторами на заводах им. Козицкого и "Рубин" — Роман Григорьевич Британишский и Борис Иванович Ананский.

А кто "виноват" в том, что у нас была принята система SECAM? Года два назад бывший главный инженер МНИТИ Лев Гаврилович Семенов (умер в 2002 г.) сказал автору этих строк: — "Ты знаешь, ведь это я принял систему SECAM".— "Как это?" — "А очень просто. Позвонили из министерства и сказали: — "Что-то там затянули с принятием цветового стандарта. Отправляйся в Париж и разберись". — Я полетел туда и подписал какую-то бумагу". Так у нас появилась система SECAM.

После прошествия десятков лет страсти поутихли и можно с позиции сегодняшнего дня оценить правильность выбора цветового стандарта в нашей стране. Если бы выбрали американскую систему NTSC, по причинам, в основном техническим (из-за чувствительности системы к искажениям в канале связи), качество цветного изображения было бы очень низким. Принятие системы PAL не позволило бы выпускать телевизоры на отечественных компонентах. В частности, линию задержки PAL у нас так и не удалось освоить в серийном производстве. Да и кварцевые резонаторы 4,43 МГц представляли большой дефицит. Поэтому выбор системы SECAM был все-таки единственным в истории волюнтаристским решением, оказавшимся правильным.

Переход же сейчас на другую систему, например PAL, связан лишь с огромными расходами, а качество изображения останется практически тем же. Ведь если поставить рядом три современных многостандартных аналоговых телевизора и на каждый подать отличающийся от другого сигнал — NTSC, PAL или SECAM, — то при сюжетном изображении неспециалисты не смогут определить, по какой системе оно воспроизводится. Качество изображения будет одинаково хорошим на всех.

Именно поэтому система SECAM успешно дожила до настоящего времени и по прогнозам будет существовать в нашей стране еще лет 10—15. Это связано также с тем, что приставки для приема цифрового телевидения решено снабжать кодерами SECAM, чтобы отечественные телевизоры ранних выпусков (только с антенным входом) могли принимать цифровые сигналы.

Редактор — А. Михайлов,
фото - автора,
фотомонтаж — В Объедков

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 2 номер 2004 год





Александр пишет...

Паловская картинка здорово отличается,
по насыщености, четкости, и проработке цветовых полутонов, этот видно невооруженым глазом

24/09/2014 22:27:46



Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 2 номер 2004 год. :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>