Распродажа

Электронные компоненты со склада по низким ценам, подробнее >>>

Журнал Радио

2004: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2003: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2002: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
2000: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1999: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1998: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1971: 
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
1947: 
1, 2, 3, 4, 5
1946: 
1, 2, 3, 4-5, 6-7, 8-9

Новости электроники

В 14 раз выросло количество россиян на MediaTek Labs ? проекте по созданию устройств "интернета вещей" и "носимых гаджетов"

Сравнив статистику посещения сайта за два месяца (ноябрь и декабрь 2014 года), в MediaTek выяснили, что число посетителей ресурса из России увеличилось в 10 раз, а из Украины ? в 12. Таким образом, доля русскоговорящих разработчиков с аккаунтами на labs.mediatek.com превысила одну десятую от общего количества зарегистрированных на MediaTek Labs пользователей.

Новое поколение Джобсов или как MediaTek создал свой маленький "Кикстартер"

Амбициозная цель компании MediaTek - сформировать сообщество разработчиков гаджетов из специалистов по всему миру и помочь им реализовать свои идеи в готовые прототипы. Уже сейчас для этого есть все возможности, от мини-сообществ, в которых можно посмотреть чужие проекты до прямых контактов с настоящими производителями электроники. Начать проектировать гаджеты может любой талантливый разработчик - порог входа очень низкий.

Семинар и тренинг "ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!" (14-15.10.2013, Новосибирск)

Компания Компэл, приглашает вас принять участие в семинаре и тренинге ?ФеST-TIваль инноваций: MAXIMум решений!?, который пройдет 14 и 15 октября в Новосибирске.

Мне нравится

Комментарии

дима пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ827:

люди куплю транзистар кт 827А 0688759652

тамара плохова пишет в теме Журнал Радио 9 номер 1971 год. :

как молоды мы были и как быстро пробежали годы кулотино самое счастливое мое время

Ивашка пишет в теме Параметры отечественных излучающих диодов ИК диапазона:

Светодиод - это диод который излучает свет. А если диод имеет ИК излучение, то это ИК диод, а не "ИК светодиод" и "Светодиод инфракрасный", как указано на сайте.

Владимир пишет в теме 2Т963А-2 (RUS) со склада в Москве. Транзистор биполярный отечественный:

Подскажите 2т963а-2 гарантийный срок

Владимир II пишет... пишет в теме Параметры биполярных транзисторов серии КТ372:

Спасибо!

Журнал Радио 4 номер 2004 год.

ВИДЕОТЕХНИКА

Стереофоническое вещание в телевидении
Системы вещания.Стереозвук на ТВ в Москве. Эксперименты в МНИТИ

К. БЫСТРУШКИН,
Е. СОРОКА, г. Москва 

 Мы уже познакомили наших читателей с телевизионной системой стереозвукового сопровождения NICAM, формированием и приемом такого сигнала в статье А. Пескина Принимаем стереофоническое звуковое сопровождение" ("Радио", 2004, ╧ 1—3). В публикуемом в этом и следующем номерах журнала материале авторы рассказывают о существующих в мире системах стереофонического телевизионного вещания, о том, какие попытки предпринимались у нас для его внедрения, а также об испытаниях системы NICAM, проведенных в МНИТИ.

Телевизионное вещание с передачей стереозвука по цифровой системе NICAM, начатое 14 ноября 2003 г. в Москве на "Первом канале", можно назвать одним из важнейших событий в отечественном телевидении (ТВ). Вспомним, что его история за последние полвека отмечена переходом от черно-белого к цветному изображению в седьмом десятилетии прошлого века и внедрением системы телетекста в девятом. К сожалению, в течение многих лет советское, а затем и российское ТВ не смогло порадовать своих зрителей какими-нибудь новыми потребительскими функциями.

По-другому эволюция ТВ проходила за рубежом. Там почти каждое десятилетие старались улучшить существовавшие аналоговые телесистемы. Например, в Европе, как и у нас, в 60-е годы перешли на цветное ТВ, затем в 70-е, начиная с Германии, стали использовать аналоговую систему передачи стереозвука А2 а в 80-е в Великобритании, а затем и во Франции успешно ввели стереофоническое вещание по цифровой системе NIC AM, позволившей существенно улучшить качество звука в ТВ. В эти же годы в телевизионном сигнале уже передавали текстовую и графическую информацию. В начале 90-х внедрили совместимый стандарт широкоэкранного цветного ТВ PALplus, который позволил воспроизводить на телевизорах, оснащенных такими декодерами, изображение формата 16:9 с вертикальным разрешением в 575 строк. И, наконец, в 90-е широкое распространение получила система автоматического программирования времени включения на нужную телепрограмму телевизоров и видеомагнитофонов по специальным цифровым кодам, также передаваемым в телевизионном сигнале.

Расскажем более подробно о системах стереофонии в ТВ [1—3]. Основные характеристики и использование телевизионных стандартов вещания показаны в табл. 1, параметры аналоговых телевизионных звуковых стандартов — в табл. 2, а цифровых по системе NICAM —в табл. 3.


Увеличить

Как уже отмечено, для передачи стереофонических сигналов на ТВ в Германии была разработана аналоговая система А2, в которой для стандартов B/G введена дополнительная поднесущая звука SC2, модулируемая разностным стереосигналом L-R, причем на основной поднесущей звука SC1 передают суммарный сигнал L+R. Эту аналоговую систему и ее разновидности А2+ и А2*. которые различаются частотой дополнительной поднесущей, используют не только в ряде стран Европы, но и в других частях света. Однако при появлении в 1982 г. цифровых компакт-дисков требования к звуковоспроизведению аппаратуры, в том числе телевизоров, существенно повысились и аналоговая система А2 перестала им удовлетворять.

Именно по указанной причине в середине 80-х годов прошлого века английские инженеры разработали цифровую систему NlCAM-728 (Near Instantaneously Companded Audio Multiplex), обеспечивающую значительно улучшенное качество стереозвучания, сравнимое с получаемым от компакт-дисков. Благодаря этому система NICAM в 90-е годы за рубежом получила очень широкое распространение. В частности, стереовещание по ней ведется в Великобритании, Франции, Бельгии, Финляндии, Польше, Венгрии, Испании, Швеции, Китае, Индии, Сингапуре и в ряде других стран. В прошлом году началось стереовещание NICAM в Украине и, как уже указано, в России. Кроме "Первого канала", в Москве с начала этого года передачу стереозвука начал канал "МТВ". Уже предполагается ввод этой системы и в других городах страны, например, в Санкт-Петербурге.

По стандарту NICAM для преобразования сигналов двух стереоканалов использованы их дискретизация с частотой 32 кГц и 14-разрядное цифровое кодирование. Это позволило получить высокие технические характеристики канала: полосу воспроизводимых звуковых частот 2... 15 ООО Гц, отношение сигнал/шум свыше 80 дБ и гармонические искажения менее 0,01 %. Сигнал NICAM передают на дополнительной звуковой поднесущей SC2 (5,85 МГц для систем B/G, Н, D/K, L и 6,552 МГц для системы I). Вид спектра радиосигнала для стандартов SECAM-D/K/NICAM представлен на рис. 1.

Передача сигнала NICAM ведется непрерывно пакетами по 728 бит. Каждый пакет передают в течение 1 мс. Следовательно, суммарный цифровой поток равен 728 кбит/с, что нашло отражение в названии системы — NICAM-728. Каждый пакет содержит 24 служебных и 704 информационных бита. Восемь служебных битов представляют собой так называемое управляющее слово (FAW — Frame Alignment Word), пять битов служат для кодирования режима передачи (стерео, два канала моно, моно плюс цифровые данные или только данные), остальные одиннадцать битов зарезервированы для развития.

Алгоритм работы звукового тракта телевизора с таким декодером устанавливает приоритет приема сигнала NICAM. Система управления аппарата запрограммирована так, что, если на поднесущей SC2 сигнал NICAM отсутствует или передача идет с большим числом ошибок (в декодере обеспечивается контроль сигнала на четность), тракт автоматически переключается на поднесущую SC1 и происходит прием обычного аналогового монозвука.

Следует упомянуть также и о других стереофонических телевизионных системах, используемых в различных странах. Так, в США и Канаде применяют систему BTSC (Broadcast Television System Committee), которую также называют MTS. В Японии внедрена система EIAJ (Electronics Industries Association of Japan), очень похожая на BTSC. Отличие заключается в частотной модуляции второй поднесущей и передаче на ней разностного сигнала стереозвука или второго монозвука. Республика Корея, в которой используют цветовой стандарт NTSC, применила адаптированный германский стандарт А2+, вероятно, для того, чтобы затруднить проникновение на рынок японских конкурентов.

Необходимо отметить, что современные микросхемы — звуковые процессоры обычно разрабатывают не под один стандарт. Как правило, они бывают мультисистемными, т. е. обеспечивают прием по стандартам NICAM, А2, BTSC, EIAJ и др.

Будет справедливо сказать о том, что аналогичные работы по стереофонии и другим усовершенствованиям ТВ вели в 80-е, 90-е годы и в нашей стране, но по различным причинам их результаты не были внедрены. Например, в 80-е годы шла интенсивная разработка отечественной системы телевизионного стереозвука с передачей разностного сигнала на дополнительной поднесущей 31,5 кГц по системе полярной модуляции, используемой в радиовещании. В конце 80-х МНИТИ совместно с МПО "Рубин" разработали и завод выпустил опытную партию цветных телевизоров "Рубин — Ц266-стерео" со стереодекодерами. На них принимали пробные телепередачи со стереозвуком, которые передавали телецентры в Москве и Ленинграде. К сожалению, эксперименты так и не завершились внедрением.

Очередное повышение интереса к стереозвуку в нашей стране приходится на начало 90-х годов. В октябре 1993 г. в рамках работы совместной российско-французской комиссии по цветному ТВ группа специалистов МНИТИ обсуждала с инженерами фирмы THOMSON возможность создания улучшенной системы SECAMplus. Результатом переговоров стала разработка в России общих принципов построения такой системы, которые были защищены патентом РФ ╧ 2085051. Однако когда в 1998 г. в Европе началось внедрение системы цифрового наземного телевизионного вещания DVB-T, дальнейшие работы по аналоговым системам цветного телевидения PALplus и SECAMplus были прекращены.

Важнейшим компонентом системы SECAMplus можно назвать цифровой стандарт звукопередачи NICAM-728, вещание по которому к началу 90-х годов уже широко вел ряд европейских стран. Но в отличие от Франции и России, вещающих по цветовой системе SECAM, в этих странах использована система PAL. Поэтому для адаптации параметров сигнала NICAM-728 при его передаче в сигнале SECAM потребовались дополнительные исследования. Во Франции они были проведены в 1991—1993 гг. Их результатом стала разработка стандарта NICAM-728/L, предусматривающего передачу сигнала стереозвука на дополнительной поднесущей 5,85 МГц с уровнем -27 дБ относительно уровня несущей изображения. Поскольку поднесущая находится в полосе частот видеосигнала SECAM, потребовалось предварительно ее ограничить до 5,1 МГц.

Однако примененная в России система цветного телевидения SECAM-D/K отличается от французской SECAM-L полярностью модуляции несущей видеосигнала (у нас — негативная, во Франции — позитивная) и способом модуляции звуковой поднесущей (у нас — ЧМ, во Франции — AM). Поэтому для исследования возможности передачи цифрового стереозвука в сентябре 1994 г. специалистами МНИТИ и НИИРбыли проведены испытания, в которых была использована аппаратура системы NICAM-728, представленная фирмой ROHDE & SCHWARZ.

На экспериментальном стенде МНИТИ было исследовано влияние поднесущей NICAM-728 в радиосигнале SECAM-D/K на прием различными отечественными телевизорами. При испытаниях формировали комбинированный радиосигнал, содержащий три несущие: изображения, звука и NICAM. Для этого сигналы трех ВЧ генераторов модулировали сигналами от соответствующих источников, после чего модулированные сигналы складывали в пассивном сумматоре. Выходной радиосигнал подавали на антенный вход исследуемого телевизора. Испытания проводили на шестом телевизионном канале. В результате экспериментов для поднесущей 5,85 МГц был определен допустимый уровень -(29...32) дБ при оценке 4,5...5 баллов и -(26...28) дБ при оценке 4 балла.

С результатами испытаний были ознакомлены технические специалисты ведущих российских телекомпаний. Однако интереса к внедрению стереофонии в то время они не проявили, прежде всего, из-за отсутствия сколь-нибудь значительного парка телевизоров и видеомагнитофонов, способных принимать сигнал NICAM-728, и необходимости существенной модернизации студийной аппаратуры, рассчитанной на монофонический звук.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Быструшкин К. Н. Цифровой звук в телевизионном вещании. Общие проблемы. — 625. 1995. ╧ 1, с. 47—59.
  2. Быструшкин К. Н. Цифровой звук в телевизионном вещании. Кодер. — 625, 1995, ╧ З.с. 72—77.
  3. Быструшкин К. Н. Цифровой звук в телевизионном ввщании. Декодер. — 625, 1995, ╧ 6. с. 39—41.
Редактор — А. Михайлов,
графика — авторы 
(Окончание следует)

Вернуться к содержанию журнала "Радио" 4 номер 2004 год







Ваш комментарий к статье
Журнал Радио 4 номер 2004 год. :
Ваше имя:
Отзыв: Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru"> ссылка</a>